Профанация по-карельски: дороги «налетели» на старые грабли
15 февраля на заседании Законодательного собрания РК речь опять зашла о многострадальных карельских дорогах. Первый заместитель министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК Дмитрий Кондрашин нарисовал туманно-безрадостную перспективу.
В 2018 году на содержание и ремонт дорог местные органы самоуправления получат 150 миллионов рублей. И хоть Кондрашин не сказал, каковы реальные потребности муниципалитетов в денежном эквиваленте, но дал понять, что выделенные средства — это капля в море.
По оценке заместителя министра, 70% муниципальных автотрасс не соответствуют нормативам, а выделенные средства позволят улучшить ситуацию на 1-2% дорог.
Несмотря на то что в министерстве обещали к 1 февраля 2018 года заключить с муниципальными образованиями соглашения о предоставлении «дорожных» субсидий, документов нет до сих пор.
По словам первого заместителя министра, муниципалитеты не успели вовремя подготовить проектно-сметную документацию, связанную с ремонтными работами. По прогнозам Дмитрия Кондрашина, соглашения появятся не раньше марта. После этого органам местного самоуправления еще предстоит провести необходимые конкурсные процедуры и определить подрядные организации. В общем, дорожных рабочих мы в лучшем случае увидим в начале лета.
В прошлом году из выделенных на содержание и ремонт дорог 300 миллионов рублей смогли освоить только 270 миллионов рублей. Главная причина — проволочки с подготовкой документов и проведением конкурсных процедур.
- В текущем году, с учетом ошибок 2017 года, все уже более внимательно подходят к этому вопросу. Я думаю, удастся их избежать, и процент освоения этих денег, использование этих денег, процент выполненных работ будут гораздо выше, - обтекаемо заметил Кондрашин.
Пока, правда, не заметно, чтобы в министерстве торопились. В 2017 году соглашения с муниципалитетами тоже заключались в марте, что привело к печальным последствиям. Депутаты пожаловались, что не могут добиться от чиновников подробного перечня запланированных ремонтных работ с указанием конкретных участков и объемов. Без этих сведений невозможно проконтролировать, куда в реальности идут «дорожные» субсидии.
Ситуацию усугубляет и банкротство ГУП РК «Мост», которое официально прекратило свое существование с 16 января 2018 года. Дмитрий Кондрашин рассказал, что в правоохранительные органы направлено обращение с просьбой проверить обстоятельства банкротства «Моста», мол, «виновные» должны быть наказаны. Если, конечно, их обнаружат.
Депутатов волновало, кто будет обслуживать дороги в Муезерском, Суоярвском, Калевальском, Пудожском районах, расположенные вдали от федеральных трасс?
- Эту нишу займут другие организации, - уверен Дмитрий Кондрашин.
Депутат Олег Доценко не поверил:
Где гарантия того, что на эти маленькие объемы в отсутствии ДРСУ в районах кто-то выйдет, и все, что мы сейчас делим и анонсируем, не является по сути дела профанацией?
Ответ Кондрашина был гладким по форме и пустым по содержанию:
- В этом году органы местного самоуправления учитывают эти риски и используют другой подход при распределении средств.
Стало даже интересно, что за ноу-хау появилось у нищих муниципалитетов и чем они собираются заманивать в отдаленные районы подрядчиков. Но Кондрашин предпочел не вдаваться в подробности.
В самом министерстве оригинальных подходов при распределении средств выработать, похоже, не смогли. Во всяком случае там признают, что к 1 сентября 2018 года привести в нормальное состояние дороги, по которым школьников возят на учебу из отдаленных деревень и поселков, - невыполнимая задача.
- В нормативном состоянии эти дороги к 1 сентября быть не могут… Потому что колоссальные деньги нужны для их перестройки. Но в течение летнего периода мы примем максимально возможные меры по устранению неудовлетворительных дорожных условий, - продемонстрировал чиновник искусство говорить много и ни о чем.
Карельские парламентарии поинтересовались судьбой московского подарка — автобусов, которые правительство Москвы бесплатно предоставило республике для осуществления пригородных перевозок. Подарок оказался с червоточинкой. Дмитрий Кондрашин сообщил, что на линии работает только «несколько автобусов», которые «довольно часто ломаются».
- В морозы они ломаются еще быстрее, - продолжил он.
Кондрашин надеется, что к лету технику «реанимируют» и «подарочки» все же выйдут на пригородные маршруты. Как тут не вспомнить басню про бесплатный сыр и мышеловку, в которую, кажется, угодила Карелия, забрав ненужный московский хлам.