Выбора нет. Что думают петрозаводчане о реформе ОСАГО
Ловкие автоюристы довели страховщиков. Теперь выплата по ОСАГО будет осуществляться в виде ремонта машины. Поправки к закону об ОСАГО о введении натуральных выплат в обязательном автостраховании уже утвреждены президентом России Владимиром Путиным. Документ опубликован и вступит в силу через месяц.
Что нового? С мая частные владельцы легковых авто будут покупать новый полис. При заключении договора они должны указать сервис, которому при наступлении страхового случая готовы доверить ремонт авто. Сервис должен входить в перечень страховщика, иметь с ним договор и находиться не дальше 50 км от места проживания пострадавшей стороны или места ДТП.
Получить деньги при наступлении страхового случая можно: при полном разрушении автомобиля, гибели потерпевшего, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, превышении стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Претендовать на денежные выплаты могут инвалиды.
На восстановление автомобиля дается 30 рабочих дней. Ремонт будет осуществляться без учета износа; детали, бывшие в употреблении, использовать запрещается. При этом закон не обязывает использовать оригинальные запчасти.
Мы узнали у автовладельцев, как они относятся к изменениям ОСАГО, какие видят плюсы в реформе, а чего опасаются.
Альберт Регов, водительский стаж 6 лет:
— К поправкам в закон я отношусь отрицательно. Проблема в некачественном ремонте. Страховая компания выберет сервис скорее по дешевизне, нежели по качеству. Плюс неизвестно, из каких запчастей будут собирать авто. Вряд ли закажут оригинал, скорее всего, обратятся к Китаю. Еще — отсутствие стимуляции обновления автопарка, ведь если разобьют какое-нибудь «ведро», теперь его принудительно отремонтируют и отправят ездить дальше, а раньше хозяин получил бы страховку и сдал его в утиль.
Надо делать доступную цену на страховку. В той же Белоруссии цена на страховку адекватная и выплата гораздо больше чем в России, а страховщики не кричат, что бизнес убыточен. Если он убыточен, то почему никто не отказывается от ОСАГО? Все держатся за эти лицензии.
Алексей, стаж больше 10 лет (предпочел фото своего автомобиля):
— К новому закону отношусь с подозрением. На мой взгляд, проблемы будут: если раньше человеку выплачивали сумму с учетом износа, он мог доплатить и купить качественные оригинальные детали и отремонтировать автомобиль у проверенных мастеров, то теперь все в руках страховщиков и они будут экономить абсолютно на всех этапах восстановления машины. Дешевые запчасти (скорее всего, не оригинал), дешевые материалы (шпатлевка, краска, лак) будут отваливаться через год. Не знаю, как будет контролироваться качество ремонта, но это придется делать, и лучше, чтобы это делал эксперт (которому придется платить).
Всем советую найти старые и сохранять новые чеки о покупке и установке деталей на машину. Учет износа — хитрая штука, без чеков посчитают все по году выпуска авто. Скорее всего, закроются почти все мелкие (гаражные) мастерские кузовного ремонта, но это, на мой взгляд, больше плюс, чем минус. Уменьшится количество автоподстав, это тоже плюс. Беспокоит вопрос роста стоимости ОСАГО. Думаю, он не за горами.
Андрей Сенев, стаж 7 лет:
— Поправки к закону подписаны, но полного понимания нет. Некоторые пункты можно по-разному трактовать. И как будет на деле, пока не ясно. Я не против того, чтобы отправляли на СТО, но как это все будет, мне не нравится. Выбор все-таки должен быть. Если не устраивает выбор СТО, то была бы возможность брать деньги.
Из плюсов: не надо тратить время на поиски запчастей, искать, где делать, и, наверное, на качество выполненного ремонта (здесь пока еще не ясно, что будет), мошенников меньше будет.
Из минусов: ограниченный выбор СТО, запасные части ненадлежащего качества (в законе не прописано, что должны быть оригинальные запчасти, поэтому на деле могут быть аналоги).
Многие большие дилерские СТО могут не согласиться на условия по срокам ремонта и ценам на запчасти, а согласятся гаражные мастерские. Качество ремонта будет не очень хорошее. А если машина еще и новая, после ремонта в гараже она сразу слетает с гарантии. Думаю, это не устроит владельцев. «Использование при ремонте запчастей, бывших в употреблении, запрещено» — это дает право ставить новые аналоги запчастей сомнительного качества.
Раньше проблемы у автомобилистов были с выбором запчастей и с тем, где делать ремонт, а теперь могут быть и с качеством работ, и с качеством запчастей.
Ольга Иконникова, стаж 15 лет:
— К закону отношусь частично положительно, меньше будет подстав, при этом считаю, что у человека должен быть выбор. Мне, женщине, легче взять ремонтом, чем получить деньги и ломать голову, где и как ремонтировать, но я хочу видеть этот автосервис, посмотреть лицензию, знать ФИО мастера, видеть документы на новые запчасти, иметь право на получение штрафа за просрочку.
Артур Григорян, стаж 8 лет:
— Отношение к новому закону неоднозначное. Для тех, кто не знает, в какой автосервис обращаться, будут готовые предложения по автосервисам для ремонта своего авто. В принципе, не надо заморачиваться с поиском автосервиса. Плюсы вижу только в этом. Минусов будет больше. Нет возможности отремонтировать машину в другом сервисе, если список сервисов от страховых компаний не устраивает, не будет возможности, как сейчас, выбирать ремонт или деньги за ущерб. Есть высокие риски попасть на некомпетентных и безответственных работников автосервиса, которые плохо сделают, а может, и сломают еще что-нибудь в машине.
Дальше — не соответствующие по качеству разбитых запчастей установленные новые запчасти, произвол и махинации среди работников автосервиса по качеству, стоимости и продолжительности ремонта, непредоставление страховщиками виновника автомобиля пострадавшему на время, пока его автомобиль будет в ремонте. Мне интересно, будет ли возможность приходить в автосервис в течение рабочего дня посмотреть за тем, как проходит процесс ремонта авто?
Страховые компании отказались давать комментарии, предлагая вернуться к этой теме в конце апреля. Тогда мы пообщались с мастером кузовного цеха одного из крупных автосервисов Петрозаводска Александром Кондратьевым. И вот те ответы, которые мы услышали:
— После прохождения инструктажа автовладелец может смотреть за ремонтом в присутствии мастера.
— 30 рабочих дней — вполне достаточно для ремонта. Если ремонт легкой или средней тяжести, согласование и заказ запчастей идет около одной-двух недель. Ремонт длится пару дней. Получается, ремонт укладывается в половину месяца. Когда ремонт очень большой, нужны атворобот, большие кузовные детали, он все равно укладывается в эти сроки.
— Какие детали будут использоваться в ремонте, зависит от того, какие детали будут согласовывать страховые компании. Мы выставляем предварительное согласование для страховых по оригинальным деталям. Либо они согласны со стоимостью, либо нет. Мы делаем расчет стоимости деталей, страховая компания смотрит наш расчет, перепроверяет по ценам единой методики и либо что-то срезает, либо согласовывает. В большинстве случаев все режется. Мы не можем уменьшить стоимость закупа. Есть два варианта: либо с клиентом договариваешься, что он доплачивает, либо за эту стоимость мы привозим неоригинальную деталь. Все оговаривается с клиентом.
— Я думаю, реформа повлечет увеличение стоимости ОСАГО. Полис будет дороже на 25-30%. Когда человек получал деньги, он мог поехать к какому-нибудь "дяде Ване", который использует самые дешевые материалы, и сделать ремонт за копейки в сыром гараже. Другое дело — большой цех. На те деньги, что насчитывала страховка, человек к нам не поехал бы, а сейчас он получает направление. Мы выигрываем в том, что люди поедут к нам. У нас будет больше работы. Еще плюс — не нужно брать деньги за износ, — подытожил Александр.
Вопросов остается много, а ситуация прояснится только в мае, когда закон вступит в силу. Может, и страховщики станут разговорчивее.