02 июля 2018, 12:19

Надоело платить за бензин и дизель? Теперь есть альтернатива 

Первая в Карелии автозаправочная станция на природном газе в два раза увеличила объемы отпускаемого топлива. 

Как жить дальше? Сегодня этот вопрос задают себе миллионы россиян, испытавших шок от катастрофических скачков цен на бензин и дизельное топливо. В предпринимательской среде тоже царит атмосфера тревоги. Справиться с новыми «топливными аппетитами» становится все труднее. Но не стоит отчаиваться, оказывается, выход есть. И он рядом, только о нем мало кто знает.

В январе 2017 года в Петрозаводске на улице Онежской флотилии, 14 открылась первая в республике заправочная станция, использующаяся природный газ (метан) как моторное топливо. Сейчас на объездной дороге достраивается вторая заправка, работающая на сжатом газе. Несмотря на то что первая «метановая» автозаправочная станция работает совсем недолго, многие уже сумели ее по достоинству оценить. И чем сильнее по кошельку бьют цены на бензин и дизель, тем нагляднее становятся преимущества одного из самых экологичных, а главное - дешевых видов топлива. 

За последние полгода объем отпускаемого газомоторного топлива на петрозаводской автозаправке вырос в два раза! Среди постоянных клиентов - крупная транспортная компания из Санкт-Петербурга, где серьезные предприятия все чаще переходят на метан, эксплуатирующая организация, входящая в структуру Газпрома, пищевое предприятие карельской столицы. 

А что удивляться, если на метане ездить в 2-3 раза дешевле, чем на бензине! Даже приблизительная калькуляция расходов говорит сама за себя.

Шеститонный грузовой автомобиль с термофургоном и холодильной установкой тратит на 1 километр пути 4,5 рубля. Для сравнения: километр пути на бензине обходится в 12-13 рублей. Выходит, грузовики, работающие на метане, позволяют снизить затраты на топливо в три раза. 

Среднетоннажный грузовичок наматывает за год около 150 тысяч километров. За это время «Газон Next» с дизельным мотором израсходует примерно 28,5 тысячи литров солярки. При цене 45 рублей за литр это около 1,3 миллиона рублей. «Газон Next CNG» «съест» 28 тысяч кубов метана на сумму всего в 420 тысяч рублей. За год только на одной машине можно сэкономить 880 тысяч рублей! 

Затраты на один километр для работающего на метане автобуса ПАЗ составляют 3,75 рубля. Если автобус пробегает в день 200 километров, то, по сравнению с бензином, затраты снижаются на 1,5-1,6 тысячи рублей, или более чем в два раза.

Переведя автобус на «метановую диету», в месяц можно легко сэкономить от 35 до 40 тысяч рублей. 

Для обычных автомобилистов тоже есть приятные новости. С 2018 года в России начался выпуск легковых автомобилей марки «Lada Vesta», работающих на сжатом газе. Стоимость нового автомобиля начинается от 600 тысяч рублей. Полностью заправленный метаном автомобиль способен преодолевать более тысячи километров без дозаправки. Сегодня в России уже создана сеть заправок на метане, которые объединены в информационную базу, позволяющую заранее рассчитать маршрут предполагаемой поездки. Сеть заправок на природном газе развивается столь стремительно, что сейчас можно безбоязненно путешествовать по всей стране. А при нынешних ценах на бензин и дизель окупить новую машину можно очень быстро.       

Сильным аргументом в пользу перехода на «метановую диету» является то, что в отличие от сжиженного газа (пропан-бутан) на природный можно перевести как бензиновые, так и дизельные двигатели.

Стоимость переоборудования грузовой машины обходится примерно в 130-150 тысяч рублей. При этом затраты удается окупить за 3-4 месяца активной эксплуатации техники.  

Крупные транспортные компании, занимающиеся автоперевозками, в последнее время активно меняют разорительный бензиновый и дизельный рацион на метановый. Тем более что сегодня российские автозаводы предлагают грузовики, автобусы, спецтехнику с двигателями, работающими только на метане. В России действует федеральная программа поддержки производителей газомоторной техники, позволяющей приобрести автобусы и дорогостоящие грузовые автомобили с существенной скидкой. 

В соседней Вологде, где тоже не так давно открылась заправочная станция на метане, на природный газ переводят общественный транспорт. Первые десять автобусов на метане уже вышли на маршруты. Регион попал в федеральную программу, так что Вологда сумела приобрести новые автобусы со значительной скидкой.  

Недавно президент страны Владимир Путин заявил, что использование газомоторного топлива является приоритетом для России.

На стимулирование продаж автомашин на природном газе планируется выделить 2,5 млрд рублей.

Автомобилям на метане, возможно,  даже разрешат ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Такое предложение рассматривается в российском правительстве.

Продвижение на государственном уровне природного газа в качестве моторного топлива объясняется не только стремлением к экономии. Согласно подсчетам экспертов, только в России автомобили каждый год выбрасывают в атмосферу до 14 миллионов тонн вредных веществ. Этот уровень можно снизить в два–три раза, если будет осуществлен переход на газомоторное топливо. Сейчас только 8,85% российских автобусов используют природный газ. 

В общем, если надоело выбрасывать деньги на бензин и дизель, которые в ближайшей перспективе могут и вовсе подпрыгнуть до небес, то сейчас самое время задуматься о метановой альтернативе. Тем более что в Петрозаводске для перехода на дешевый и экологичный вид топлива созданы все условия. 

Другой вопрос, успеет ли Карелия воспользоваться уникальным шансом приобрести в рамках федеральной программы новые автобусы на метане для пассажирских перевозок или мы вновь упустим время. Не секрет, что автобусный парк в республике крайне изношен и Карелия с радостью принимает старую технику из более продвинутых регионов, где спешно переходят на метан. Не пора ли и нам идти в ногу со временем, тем более что переход на природный газ позволит сдержать цены на автобусные перевозки, что особенно актуально для небогатых жителей отдаленных деревень и поселков?       
 

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.