Кто почистит дороги? Зима пришла, генподрядчик в кустах, в ДРСУ обыски
Критическая ситуация с содержанием автомобильных дорог дошла до своего апогея в самое неподходящее время — в декабре, когда погода может привести к коллапсу даже отлаженную систему уборки автодорог. Но именно в один из самых снежных месяцев в году в правительстве решили расторгнуть контракт с питерской компанией ООО «Ремстройкомплект».
7 декабря о расторжении контракта депутатам ЗС РК сообщил и.о. министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи Дмитрий Кондрашин. В тот же день в ДРСУ, которые работали на подряде у "Ремстройкомплекта", прошли обыски и выемка документов. 8 декабря Дмитрий Кондрашин, руководитель управления автомобильных дорог Роман Зиновкин и директора ДРСУ встретились с журналистами.
Договоры на работы по содержанию автомобильных дорог были заключены с питерской компанией "Ремстройкомплект" в 2015-2016 годах, когда губернатором в Карелии был Александр Худилайнен. Именно с ним связывают приход в Карелию этого питерского генподрядчика, который должен был организовать содержание дорог практически по всей республике, за исключением Кемского и Лоухского районов. Руководители ДРСУ уверены, что конкурс был специально сделан под питерскую компанию.
ООО «Ремстройкомплект» львиную часть работ отдал карельским предприятиям, заключив с ними, по словам директоров ДРСУ, кабальные договоры. Карельские предприятия вынуждены были отдавать до 20% от общего объема средств, выделенных на содержание дорог.
- В текущем году в летний период к деятельности компании появились серьезные претензии. Фактически не исполнялось значительное количество предписаний по устранению дефектов автомобильных дорог, качество проезда по сети автомобильных дорог было резко ухудшено. Особенно много жалоб мы имели по Питкярантскому району, по Суоярвскому району, по Пудожскому району, - сказал Кондрашин.
Помимо претензий к качеству, возникли сложности финансового порядка. Генподрядчик задерживал на 2-3 месяца оплату работ, проведенных государственными предприятиями. За октябрь и ноябрь деньги субподрядные организации до сих пор не получили. Только по Кондопожскому ДРСУ долг за два месяца составляет порядка 10 миллионов рублей.
По словам министра, претензии к качеству и задержки оплаты выполненных работ стали причиной расторжения контракта с ООО «Ремстройкомплект». Дмитрий Кондрашин отказался назвать общую сумму средств, которые не дошли до карельских предприятий.
Официально контракт пока считается не расторгнутым, и, сказал министр, генподрядчик должен продолжать работы. Но "Ремстройкомплект" карельские дороги оставил на произвол судьбы. Мало того, субподрядчики тоже получили от "Ремстройкомплекта" уведомление о разрыве отношений.
После официального расторжения контракта "Ремстройкомплект" может попасть в список недобросовестных поставщиков. Во всяком случае, управление автомобильных дорог обязано будет обратиться с таким заявлением в УФАС по РК.
Дмитрий Кондрашин сообщил, что у него нет официального ответа от руководства "Ремстройкомплекта", и он не знает о позиции генподрядчика.
В настоящий момент содержанием автодорог занимаются государственные предприятия дорожной отрасли, то есть те, кто непосредственно занимался очисткой и подсыпкой дорог.
- Коллапса на дорогах Кондопожского района не будет, - заверил Юрий Синяков, директор Кондопожского ДРСУ.
Руководитель ООО «Олонецавтодор» Александр Иванов напомнил, что проблемы с "Ремстройкомплектом" возникли давно, но сейчас, как он выразился, «до белого каления дошла ситуация».
Крайне некомфортно работать с генподрядчиком, который постоянно ищет причины для задержки платы за выполненные работы,
- сказал Иванов.
Он заметил, что, конечно, лучше было бы заняться расторжением контракта в летнее время. Действительно, почему в правительстве только сейчас решились на резкие шаги, хотя к "Ремстройкомплекту" давно накопилось немало претензий? Дмитрий Кондрашин не смог внятно ответить на этот вопрос, заметив, что расторгать договор одинаково тяжело как зимой, так и летом. Усугубляет ситуацию банкротство ГУП РК «Мост», которое вошло в стадию конкурсного производства. Кондрашин отметил, что реального инвестора, готового закрыть долги терпящего крах предприятия, так и не появилось. Между тем, ГУП РК «Мост» чистит половину дорог республики, и быстро заменить столь крупное предприятие будет чрезвычайно сложно.
Министр считает, что угроза возникновения чрезвычайных ситуаций существует, но речь не идет о перспективе введения режима ЧС. По оценке Дмитрий Кондрашина, больше всего проблем может возникнуть в Суоярвском и Питкярантском районах, где дорогами занимается ГУП РК «Мост». Если начнется распродажа имущества «Моста», то, заверил министр, «мы для себя план разрабатываем». Хочется верить, что в министерстве, действительно, существует план на экстренный случай и не только «для себя», но и для нас.