Игра в рулетку: за два месяца было сорвано 739 автобусных рейсов
Алла на свою дачу в Машезере ездит с мужем на автомобиле и давно позабыла, каково быть «безлошадным» дачником. В июле сломалась машина, и ей пришлось вспомнить прелести общественного транспорта.
Вечером мне нужно было возвращаться в город, так как утром на работу. На остановке уже толпился народ, все ждали рейсового автобуса. Люди заметно нервничали, автобус по расписанию не пришел. Оказалось, что в тот день вообще не было выполнено ни одного рейса в Машезеро. Около остановки дежурили таксисты, которые предлагали добросить до города. А что делать? Пришлось платить и ехать на такси. Соседка по даче, которая постоянно ездит на автобусе, жалуется, что ей, скорее всего, дачу придется продавать, так как в последнее время общественный транспорт ходит из рук вон плохо. Главное, что никогда не знаешь, сможешь уехать или нет. Такого раньше не было. Это ужасно,
- сказала Алла.
У Марины Константиновны дачный домик в Лучевом, и она тоже жалуется на постоянные срывы расписания. По ее словам, в июле несколько раз вообще на дачу было не уехать, так как отменялись все рейсы.Такси в Лучевое обходится в 500-600 рублей.
Максим летом живет на даче и в рабочие дни ранним утром по дороге в город в районе Косалмы частенько «подбирает» голосующих женщин, так и не дождавшихся рейсового автобуса.
Людей жалко. Когда нет автобуса, беру столько пассажиров, сколько влезает в машину. В основном это пожилые женщины, кому-то нужно в поликлинику, кому-то в город по делам. Они говорят, что даже до автовокзала часто не могут дозвониться, чтобы узнать, будет автобус или нет. Там или хронически занято, или трубку не берут. Иногда они все же дозваниваются, но в этом случае им просто говорят, мол, автобус не вышел на линию. И все. По какой причине произошел срыв рейса, будет ли автобус позднее, - такой информации добиться невозможно,
- рассказал Максим.
Недовольны и сами сотрудники автовокзала. Особенно когда происходит массовый срыв рейсов в одном направлении и разгневанные граждане с возмущением сдают билеты. В июле несколько раз критическая ситуация складывалась с автобусами, которые должны были направиться в Лучевое. Судя по жалобам граждан, на этом направлении то и дело возникают «катаклизмы местного значения».
Мы нагрянули в центр пригородных автобусных перевозок. На петрозаводском автовокзале было многолюдно. У билетных касс толпился народ. Автобусы отправлялись по разным направлениям и, судя по табло, строго по расписанию. К автобусным платформам охранник пропускал только пассажиров с билетами. Он подтвердил, что срывы случаются нередко, но особой трагедии в этом не видит. Пассажиры, ожидающие своих рейсов, рассказали, что не сталкивались со срывами, правда, по их признанию, услугами автовокзала они пользуются очень редко. Женщина, направляющаяся в Орзегу, утверждает, что об отмене автобусов не слышала.
Возле входа в вокзал стоял крупный мужчина и практически у каждого входящего громко спрашивал:
- Вы в Кондопогу?
Выяснилось, что мужчина зазывает пассажиров в припаркованный рядом микроавтобус. По его словам, автобус выезжает в Кондопогу каждый час, а за проезд нужно заплатить 150 рублей. Но, конечно, не в кассу автовокзала, а лично водителю.
- А зачем я буду с кем-то делиться? - задал риторический вопрос «зазывала» и попросил «не мешать работать».
Спустя минут пятнадцать в его сети попался молодой человек, который, так и не зайдя в здание автовокзала, развернулся в направлении микроавтобуса, обещающего доставить пассажиров в Кондопогу.
Автобусные пассажирские перевозки для Карелии тема больная. Причем давно. Разрушение системы автобусных перевозок началось при губернаторе Худилайнене, когда в Карелию с помощью «грамотно» организованного конкурса зашли крупные питерские компании, оттеснив традиционных автоперевозчиков. Многие частные предприниматели из Карелии так и не пережили грубый передел рынка, распродали автобусы и ушли из бизнеса.
До сих пор в некоторых районах Карелии автобусное сообщение просто отсутствует. Судя по июльскому конкурсу, несколько маршрутов так и остались без перевозчиков, так как никто не пожелал бороться за предложенные лоты. На этом фоне в пригородах Петрозаводска ситуация, конечно, лучше, хотя нормальной ее назвать можно только с большой натяжкой.
Судя по официальным данным Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК, в июне и июле 2018 года из 11 805 запланированных и внесенных в расписание рейсов, выполняемых с петрозаводского автовокзала, было сорвано 739 рейсов. Это 6,3% общего количества рейсов, или 12 рейсов в день!
Больше всего срывов допустило ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис», на долю которого пришлось 589 рейсов, которых пассажиры так и не дождались. Автобусы не ушли в Кондопогу, Ладва-Ветку, Лососинное, Лучевое-1 и Лучевое-2, Бесовец, Виданы, Падозеро, Деревянку, Машезеро, Пряжу, Спасскую Губу, Шапшезеро, Шую.
Другой перевозчик - ООО «Перекресток» - не выполнил 57 рейсов в Вилгу, Ведлозеро, Ужесельгу, Бесовец, Кинелахту, Лучевое-1, Пряжу, Тулгубу, Чалну, Падозеро, Святозеро, Кудаму, Кутижму.
На третьем месте по срывам еще одно государственное предприятие «Карелавтотранс», которое за месяц «запороло» 53 рейса в Кондопогу, Сегежу, Пудож, Санкт-Петербург. ООО ТК «Вираж» отменило 16 рейсов в Лехнаволок, Пиньгубу и Суйсарь, индивидуальный предприниматель Данилкин не смог отправить 7 рейсов в Кондопогу, ООО «Авторанта +» в июле отменило 5 рейсов в Питкяранту, ООО «АТП» сорвало три рейса в Олонец, а ООО «Нордлайн» - 3 рейса в Пудож. Еще по 1-2 невыполненных рейса на совести у индивидуальных предпринимателей Воронцова, Коршунова, Белкина и ООО «Рапид».
Основными причинами срывов, по оценке министерства, является высокая степень изношенности автобусов, которая достигает 80%, и технические неисправности. По Карелии пассажиры, как правило, вынуждены путешествовать на старом, ненадежном транспорте, который постоянно ломается.
Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи предъявило ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» и фирме «Перекресток» требование об уплате штрафов. Хотя вряд ли штрафные санкции способны кардинально исправить ситуацию. В ответе из министерства сказано, что прорабатывается вопрос о приобретении для государственного предприятия «Карелавтотранс-Сервис» автобусов среднего класса. Осталось только дождаться, когда «проработки» материализуются в конкретные и желательно новые автобусы.
А пока поездки по Карелии на пассажирских автобусах словно игра в рулетку: повезет — не повезет.