15 января 2019, 07:00
2845

Детское кресло в такси: обязанность водителя или одолжение?

«Петрозаводск говорит» проверил на себе, насколько важна для петрозаводских таксистов безопасность их пассажиров, особенно маленьких.

В Карелии до 15 января проводится горячая линия по услугам такси и каршеринга (краткосрочной аренды авто). Получить ответы специалистов на вопросы, касающиеся правил оказания услуг, а также о правах потребителей можно по телефону 8-800-200-29-28.

Я решила позвонить, поскольку меня давно волнует проблема детских удерживающих устройств в такси. Каждый раз, пользуясь приложением для вызова такси, я делаю пометку, что поеду с ребенком. Но в большинстве случаев водители эту пометку игнорируют.

Вот я и хотела узнать, должны все-таки водители иметь с собой детское удерживающее устройство или нет. Но горячая линия, увы, мне не помогла. Юристы Консультационного центра при Центре гигиены и эпидемиологии в РК рекомендовали адресовать все вопросы по детским креслам сотрудникам ГИБДД. Вот такие «полезные» горячие линии проводятся у нас в Петрозаводске – но это тема для другого материала.

Так получилось, что мне часто приходится ездить на такси. По телефону машину не вызываю, установила в смартфоне несколько приложений – мне так удобнее. А недавно обратила внимание на такую функцию, как «Оцените поездку». Почему бы и не оценить, подумала я, раз предлагают.

Вариантов два: пальчик вверх и вниз. Я поставила «вниз» и пояснила почему: указывала, что со мной поедет маленький ребенок, но никакого удерживающего устройства в машине не было.

На следующий день мне позвонил мужчина:

– Я из службы такси. Удобно ли вам сейчас разговаривать?

Не указываю название службы такси, во-первых, потому, что не сохранила запись разговора. А во-вторых, все петрозаводские службы работают, на мой взгляд, практически одинаково.

Мне не было удобно говорить в тот момент. Но представители службы упорно продолжали мне звонить и в этот день, и на другой, и на третий.

– Вы оставили негативный отзыв. Но пометка «Поедет ребенок до 7 лет» не предполагает наличия у водителя детского удерживающего устройства. Это пометка для водителя – захочет он взять такой заказ или не захочет,

– пояснил в телефонном разговоре сотрудник службы такси.

Вот, значит, как – пометка для водителя! Захочет – не захочет. А безопасность моего ребенка, стало быть, никого не интересует. Мне казалось, это так удобно, что в любом приложении можно сделать пометку: «Еду с маленьким пассажиром». И водитель, увидев эту пометку, как я думала, согласится взять пассажира с ребенком, если у него в машине есть удерживающее устройство.

Но выяснилось, что это не так. Но справедливо ли это? Как рекомендовали на горячей линии, обратилась за комментарием к сотрудникам ГИБДД.

– Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях распространяются на всех водителей, независимо от того, таксист это или водитель любого другого автомобиля. Водитель обязан обеспечить безопасность своих пассажиров, в том числе маленьких. В нашей стране по Правилам дорожного движения дети должны перевозиться в автокреслах, которые должны соответствовать их возрасту,

– рассказали в отделе пропаганды УГИБДД МВД по Республике Карелия.

За нарушение правил перевозки детей установлен штраф частью 3 статьи 12.23 Кодекса об административных правонарушениях и составляет от 3000 до 100 000 рублей.

При этом на водителя налагается административный штраф в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – 25 тысяч рублей; на юридических лиц – 100 000 рублей (если контора зарегистрирована официально).

Как правило, у официальных таксистов есть детские удерживающие устройства. Но в Петрозаводске официально работает только одна служба такси, все остальные зарегистрированы в других городах.

Как я отмечала ранее, случаев, когда я указывала, что поеду с ребенком, но никаких удерживающих устройств в такси не оказывалось, было много. «Вы ведь в троллейбусе своего ребенка не пристегиваете!», «А что такое бустер?», «Придумали тоже!» – вот далеко не полный перечень дежурных фраз, которые мне приходилось слышать от таксистов за последние восемь месяцев, когда я вынуждена как минимум раз в неделю прибегать к услугам такси. Это действительно так: я езжу не потому, что мне так хочется или потому что у меня куча денег. Мне просто по-другому никак. И получается, что я вынуждена рисковать здоровьем своего ребенка. Ведь если я откажусь от поездки, мы с младшим ребенком не успеем забрать старшего из садика.

А ведь, положа руку на сердце, уж бустер-то много места в машине не занимает и стоит недорого. Да что там бустер. Иногда водитель не дает возможности пристегнуть ребенка хотя бы обычным ремнем безопасности – он спешит поскорее отвезти нас по указанному адресу и выгрузить, как будто мы не люди, а мешки с продуктами. И на нашу безопасность ему совершенно наплевать. А ведь обеспечение безопасности пассажиров для таксистов должно быть делом профессиональной чести, а для его нанимателя – непреложным требованием.

Хочу оговориться, конечно, не все себя ведут по-хамски. Может, даже не большинство. Но многие. Бывают, конечно, очень приятные водители: и дверь откроют, и посадят ребенка, и пристегнут. Например, недавно мне так очень помогла Александра из службы такси «Максим», мы тогда ехали с двумя детьми и пакетами, и помощь водителя была очень кстати. А когда мы разговорились с таксистом Юрием Шелеповым, он рассказал о заброшенной могиле Героя СССР. И не только рассказал, но и свозил меня туда совершенно бесплатно, в результате чего получился любопытный материал, который вышел на нашем сайте в прошлом году.

Услуга такси в Петрозаводске становится все более популярной. Стоимость поездки, особенно не в час пик, вполне приемлема, а при заказе в приложении всегда предоставляется скидка. Тем не менее мы не только платим за услугу, но и доверяем таксисту свою жизнь. И хотелось бы, чтобы люди, которые возят нас, понимали, что они обязаны соблюдать правила, и осознавали свою ответственность за пассажиров. А не возмущались тем, что им оставляют отрицательные отзывы.

Валентина Платонова's picture
Автор:

В журналистике с 2008 года. Писала для газет «Всё», «ТВР-Панорама», журнала «Ваш досуг», была редактором журнала «Телепульт». Любит искать грибы и интересные темы.