19 октября 2018, 07:00

«Дело темное»: управляющая компания пугает жильцов отключением света

Компания «ПетроГИЦ» отказывается оплачивать долги, которые образовались по ее вине, и хочет переложить их на жильцов.

Жители домов № 26 и 28 по улице Беломорской в Петрозаводске почти неделю пробирались в темное время суток к своим домам практически на ощупь. Уличные фонари отключили без какого-либо предупреждения. Именно сейчас, когда темнеет рано, а снег еще не выпал. И несмотря на то, что рядом с этими домами находится трехэтажный садик, – так что страдали не только местные жители.

«А в чем, собственно, дело?» – такой вопрос задали управляющей компании «ПетроГИЦ» на общем собрании жильцов. Представитель компании Елена Каминская пояснила, что ООО «Энергокомфорт Карелия», выставляющее квитанции за свет, подало в суд на «ПетроГИЦ», требуя погасить долг в 500 тысяч рублей. В эту сумму входит оплата уличного освещения за тот период, когда переданные на баланс вместе с домом фонари не были закреплены за какой-либо организацией, а также оплата электроэнергии за первый год проживания в домах № 26 и 28 (сданы в эксплуатацию в декабре 2016 г. – Прим. авт.). 

Представитель компании Елена Каминская (в центре)

В течение этого года, по словам жильцов, они неоднократно обращались в управляющую компанию с просьбой опломбировать счетчики и открыть лицевые счета, чтобы они могли платить за свет ежемесячно. Но этого сделано не было. Не было счетов, поэтому, соответственно, не было и оплаты. Тем не менее «ПетроГИЦ» считает, что долг должна оплачивать не управляющая компания, а жильцы. В противном случае, по словам Елены Каминской, им отключат свет в квартирах. Эта устная угроза, прозвучавшая на собрании, записана на диктофон.

Жители домов предоставили в распоряжение редакции диктофонную запись с собрания, а также квитанции от «Энергокомфорта», в которых упоминаний о каких-либо долгах попросту нет. 

Возникает закономерный вопрос: каким образом люди должны оплатить долг, если его нет ни в одной квитанции? Может быть, у «Энергокомфорта» претензии именно к «ПетроГИЦу», раз в суд подали на них?

Для начала разберемся с долгом за свет на придомовой территории. За уличное освещение в Петрозаводске, как известно, отвечает городская мэрия. В администрации отметили, что компания «КСМ», построившая дом, передала его управляющей компании, не заключив каких-либо договоров на обслуживание уличной сети (что, надо сказать, не редкость в городе при постройке новых домов). Какое-то время фонари считались ничейными. В комитете жилищно-коммунального хозяйства рассказали, что на баланс городской мэрии они были переданы осенью 2017 года и сейчас услуга оплачивается из городской казны. Но оплату за тот период, когда фонари на придомовой территории никому не принадлежали, должны внести жильцы. 

Дорога домой

Стоит отметить, что спустя почти неделю жизни впотьмах фонари на Беломорской снова стали загораться по вечерам. Что послужило тому причиной, остается загадкой: может быть, стали поступать жалобы от родителей воспитанников садика, а может быть, управляющая компания все-таки погасила долг?..

А вот угрозы отключения света в квартирах вызывают вопросы. В Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» нам пояснили, что в соответствии с постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» отключить свет в квартирах можно только в случае систематических невыплат. Задолженность должна быть отражена в квитанциях по оплате электроэнергии, которая приходит из «Энергокомфорта». При этом граждан обязаны уведомить об отключении в письменной форме и поставить срок погашения долга. Угроза в устной форме, произнесенная на собрании собственников, – не более чем сотрясание воздуха. 

– Свет в квартирах, так или иначе, могут отключить только у отдельных должников – не у всего дома сразу. Представьте, если в доме, например, живет больной человек, который исправно оплачивает все счета. Допустим, он хранит лекарства в холодильнике. Электричества не будет, и лекарство испортится. В таком случае будут нарушены права этого гражданина. Я бы посоветовала жильцам обратиться в Государственную жилищную инспекцию, собрав предварительно необходимый пакет документов. Пусть она проведет проверку,

– отметила специалист Консультационного центра Алена Шеремет. 

Дом по ул. Беломорской, 28

Однако есть еще один очень важный момент, на который указала Алена Шеремет. Если большинство квартир в доме, во-первых, принадлежат собственникам, во-вторых, квартиры эти больше по площади, чем муниципальные, в-третьих,  все собственники проголосовали против выплаты долга управляющей компании перед «Энергокомфортом», то в данном случае закон нарушен. В случае ущемления своих прав собственники квартир вправе обратиться в суд. Но надо иметь в виду, что если большая часть квартир в этих домах принадлежит мэрии и они при этом больше по площади, чем квартиры собственников, и мэрия проголосовала за выплату долга, людям, скорее всего, придется оплачивать долг управляющей компании. 

Но ведь «Энергокомфорт», по логике, мог бы напрямую предъявить претензии непосредственно жильцам, но не сделал этого. Тогда почему «ПетроГИЦ» хочет переложить оплату долга на жителей? 

– Мы действуем на основании данных, предоставленных «Энергокомфортом». Свет отключается у должников не только по этому адресу,

– пояснили в компании «ПетроГИЦ». Но ни на один вопрос конкретно по этой ситуации ответить не смогли. Дали телефон главного инженера Руслана Анатольевича, который должен был быть «в курсе». Но оказалось, что и он не совсем в курсе. На вопрос: «Почему платить должны жители, если у «Энергокомфорта» претензии не к ним, а к «ПетроГИЦ»?» – Руслан Анатольевич ответил: «Услугой пользовались – надо платить». 

– Но как платить, если в квитанциях нет долгов?

– Надо разбираться, 

– ответил главный инженер Руслан Анатольевич после продолжительной паузы. 

Вот интересно: кому надо в этом разбираться – журналисту? Или, может быть, все-таки самой управляющей компании? Ведь люди платят ей деньги за то, чтобы она помогала им решать проблемы дома, а не создавала их. Насколько мы поняли, платить-то жильцы изначально не отказывались. Почему за целый год нельзя было опломбировать счетчики? А если этого не было сделано вовремя, почему нельзя было по-человечески объяснить, что образовался долг и его нужно оплатить? Угрожать-то зачем? Если управляющая компания выбирает методы запугивания, возникают сомнения в ее правоте, а также, безусловно, правоте манеры ее общения с жильцами. 

Правильно сказал Руслан Анатольевич: в этой ситуации надо разбираться. Кто действительно прав и виноват, пусть решают контролирующие органы (если жильцы сочтут нужным туда обратиться). Будем надеяться, они разберутся. 

Валентина Платонова's picture
Автор:

В журналистике с 2008 года. Писала для газет «Всё», «ТВР-Панорама», журнала «Ваш досуг», была редактором журнала «Телепульт». Любит искать грибы и интересные темы.