Взрыв в машине и пожар в общаге произошли в одну ночь в Петрозаводске
Около трех часов ночи в районе дом №6 по улицы Калевалы ровно 20 лет назад прогремел мощный взрыв. Взрывным устройством неизвестного происхождения был практически уничтожен автомобиль «Жигули» 99-ой модели. От взрыва пострадали еще несколько рядом стоящих автомобилей. Также были выбиты стекла в окнах квартир вплоть до четвертого этажа. Рано утром к месту происшествия выехали представители всех спецслужб и лучшие оперативники города. На момент, когда приехали журналисты, личность хозяина автомобиля не была установлена. Судя по всему, он в этом доме не жил, а лишь заезжал к кому-то в гости, так как машина здесь появлялась нечасто. По факту взрыва прокуратура завела уголовное дело. Следствие отрабатывало все версии.
Та ночь в Петрозаводске была богата на происшествия. Пожар в одной из комнат общежития АО «Петрозаводскстрой» могло закончиться многочисленными жертвами. Пожар начался в два часа ночи. Загорелась комната в давно покинутом блоке общежития. То, что творилось в этом блоке, иначе как бомжатником было не назвать. Собирался там народ подозрительный. Сам хозяин комнаты, если его можно считать таковым, потому что накануне его официально выселили из общежития, во время возникновения пожара отсутствовал.
«Он работает грузчиком на рынке, этот человек. Но он тогда был забран на сутки в милицию, люди говорили. А там подросток был. Но он спал», - рассказала соседка из того же общежития.
Кроме взрослых алкоголиков в заброшенных комнатах любили собираться подростки. Подражая старшим, они тоже тут занимались неправедными делами.
«Подростки собираются в пустых комнатах пить. Клей нюхают. Курят. Может быть, если он напился и кинул окурок…», - предположила соседка о причинах пожара.
А на соседних этажах жили вполне добропорядочные граждане. В это время они уже уложили детей и уснули сами: «Проснулись от того, что дым стоит в комнате, ребенок кашляет. Мы когда выглянули в окошко – там стояли уже пожарные машины». Самое страшное, что руководство «Петрозаводскстроя» неведомо из каких соображений приказало заварить все аварийные выходы и закрыть наглухо двери на пожарные лестницы. Страшно предположить, сколько людей могло бы задохнуться в дыму на узких лестницах общежития.
«Честно говоря, да, жертв могло быть много, - подтвердил инспектор УГПС по РК Александр Дубинин. – Если бы пожарные подразделения не сработали оперативно, не показали свое мастерство в локализации очага пожара, в его тушении, то были бы куда худшие последствия. Некоторые из жильцов пытались производить тушение самостоятельно, выбежали на лестничные клетки. Наглотались достаточно дыма. Потеряли сознание. Наши работники их спасли, откачали на нашем медицинском оборудовании».
Общежитие на Калинина давно пользовалось дурной славой. Похоже, уже давно никто не хотел контролировать, что там происходит. Наплевать на порядок в здании было и «Петрозаводскстрою», да и самим жильцам, которым давно грозили выселением. Ведь предприятие задумало (а потом и осуществило) грандиозную реконструкцию здания – переделку общежития под многоквартирный дом.
В Мурманской области закончились ежегодные соревнования авторалли «Арктик-трофи». Принимали в них участие и карельские гонщики. В Петрозаводск из сурового северного края вернулись два джипа – Бегемотик и Фазенда. Уже несколько лет существовал в Петрозаводске джип-клуб. Те, кто любит экстремальный спорт, на своих внедорожниках регулярно, не реже двух раз в месяц совершали поездки по малодоступным и труднопроходимым местам в окрестностях Петрозаводска. Участвовали они и в ралли российского уровня. В 2001 году успели побывать на Ладоге на ралли «Бочкарев-трофи». А в сентябре два экипажа побывали за полярным кругом на «Арктик-трофи».
Интересно, что оба джипа были армейские. Только один предназначался для российской армии, а другой – для Бундесвера. Но дороги, а лучше сказать – бездорожье крайнего севера – объединили их. «Спорт» – это индивидуальная гонка на время. Водители мчатся, не жалея ни себя, ни своего железного коня. Совсем по-другому проходит «рейд». Это командная гонка. И в первую очередь тут ценится взаимовыручка. В конце каждого дня гонщики ставили друг другу в карточку участника баллы за помощь и поддержку, за техническое оснащение.
А оснастка в джипах была самая лучшая. Пилот мерседеса Владимир Кульнев продемонстрировал работу американского домкрата. Зрителей это впечатлило. Среди гонщиков очень ценилась и творческая мысль. Приехать на соревнования на серийном автомобиле считалось дурным тоном. Поэтому они сами доводили технику до ума. Ставили колеса большего диаметра, ставили защиту, поднимают кузов и подвеску над дорожным полотном – то есть делают лифт автомобиля. Все придумывали сами и претворяли свои идеи в жизнь лично. Нелегок был маршрут «Арктик-трофи».
В 2000 году при форсировании реки погиб водитель УАЗика, участвовавший в спортивной гонке на время. Помощь не сумела прийти вовремя. Произошла трагедия. Но это не останавливало настоящих профессионалов. На следующий год все съехались вновь на авторалли, которое проходило девять дней. Участвовали два экипажа из Финляндии, шесть из Норвегии, из Москвы, Питера, Мурманска. Обходилось участие недешево – 220 долларов за одну машину. На топливо и питание уходило примерно столько же. Но был стимул у петрозаводских гонщиков. И даже не первое место влекло их, а ощущение экстремальной жизни. Они приглашали в свой клуб всех желающих. Единственное условие – это свой автомобиль с колесной формулой «четыре на четыре».
Таким было 25 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.