Виртуальная повестка, или «Мы уже напали на след жуликов»
Тккст: Ирина Польских, Пряжа
Начну с того, что мне самой пришлось недавно столкнуться в телефонной беседе с отморозками, которые издеваются над нашими доверчивыми гражданами, поэтому-то и решила поделиться своим опытом, как отвадить их от мысли о взломе вашего банковского счета.
Раньше я всегда поражалась наивности наших пенсионеров, то и дело попадающих в лапы мошенников, претендующих на лавры авантюриста Остапа Бендера. Прочитав очередную заметку об их кознях, я тихо подсмеивалась над околпаченными и ограбленными, недоумевая, как можно в здравом уме и твердой памяти сообщать незнакомому лицу по телефону сведения, составляющие банковскую тайну. Однако когда сама попалась на удочку жуликов, решила, что молчать нельзя. Их уловки и хитроумные сценарии должны быть преданы огласке и всеобщему осуждению. Только совместными усилиями можно положить конец этим уголовно наказуемым деяниям.
Моя история началась неожиданно для меня. Я стояла на крыльце муниципальной милиции: только что вышла из кабинета, где мне оказали государственную услугу - сделали персональную дактилоскопию, то есть сняли отпечатки пальцев… (Есть в нашей стране такие работы и должности, где требуется предоставить для официального оформления ваши личные отпечатки пальцев.) Об этом я и размышляла... И вдруг раздался звонок на сотовый. На дисплее высветился московский незнакомый номер. Я решила, что это очередная реклама из банка, с которым сотрудничаю несколько лет, поэтому, не колеблясь, ответила.
Бодрый мужской голос (видимо, звонившему было не более тридцати пяти) осведомился у меня: «Ирина Алексеевна, вы уже получили нашу повестку? С вами говорит следователь по особо важным делам Суворов Андрей Павлович».
Я совершенно растерялась и твердо ответила: «Нет, не получала. А в чем дело?» В ответ услышала, что прохожу как свидетельница и потерпевшая по недавно возбужденному уголовному делу против московских мошенников, которые обманывают клиентов банка (был назван банк, которому я уже несколько лет выплачиваю кредит). «Мы уже напали на след этих жуликов. И нам нужна ваша помощь, чтобы выявить среди работников банка того самого специалиста, который сообщает бандитам данные о банковских операциях потенциальных клиентов, а также сведения, составляющие банковскую тайну. Вам придется встретиться с нашим сотрудником завтра и дать показания, так как на ваше имя оформлен кредит по доверенности черного нотариуса. Нотариуса мы уже задержали – теперь нам нужно провести следственный эксперимент, чтобы подтвердилась связь специалиста банка с этими жуликами. Думаю, вы нам поможете, не так ли?»
Строгий голос молодого человека назвал мне статью Уголовного кодекса, которую могут применить по отношению ко мне, если я откажусь помогать следствию.
Замечу, одно из главных свойств моего характера – любознательность. Кроме того, я вообще люблю помогать людям, а полиции — тем более. Конечно, без колебаний я подтвердила, что согласна участвовать в следственном эксперименте. До той поры я ни на секунду не усомнилась в том, что разговариваю с профессионалом, офицером полиции. Исподволь, как бы невзначай, «следователь» называл фамилии жуликов, переспрашивая, не знаю ли я кого-нибудь из них. Затем перешел к рассказу об их уловках и проделках и опять постепенно, через предложение, задавал наводящие вопросы, как настоящий следователь: когда, мол, я последний раз была в своей жизни у нотариуса, ездила ли я по каким-либо делам в Москву в этом году и каков размер моей пенсии.
Некоторые ответы, которые он получал от меня, сразу же диктовал своему помощнику – а я даже в страшном сне не могла представить, что на самом деле отвечаю на вопросы банковской анкеты, прилагающейся к заявлению на кредит.
И все же – данные моего паспорта, дату рождения и дату окончания выплаты кредита мой телефонный собеседник превосходно знал без меня и только осведомился, не меняла ли я в последнее время свой паспорт. Дальше события развивались, как в фильме «Дело № 306», где преступники, прикинувшись работниками милиции, руками своей жертвы, которую в фильме звали «гражданка Иркутова», попытались совершить свое черное дело: присвоить мои денежки. Кстати, номер моего телефона я тоже жуликам не называла. Осведомленность моего собеседника меня не насторожила, я лишь укрепилась в мысли, что действительно происходит утечка банковских сведений в лапы мошенников.
После уточнения моих персональных сведений «следователь» сообщил, что передает трубку «сотруднику банка», который скажет, что я должна делать, когда приду в сберкассу. С этого момента смутные подозрения начали закрадываться в мое подсознание, хотя бдительность мою им уже удалось почти усыпить.
«А не разводят ли меня на деньги?»,
— осенила меня мысль.
И я уже продолжала слушать настороженно, почти недоверчиво о том, что должна быть законопослушным гражданином и оформить кредит на 280 тысяч рублей, чтобы тут же перевести его в Центральный банк России. Там полиции, якобы, будет удобнее его аннулировать. К этому моменту мне надоело слушать беззастенчивое вранье «доброжелателей», и я повесила трубку. Затем отключила на полтора часа телефон.
Когда я включила сотовый, убедилась, что жулики беззастенчиво попытались «вешать лапшу» на мои уши уже с шести разных номеров (Петрозаводск, Питер, Москва). В ответ я послала единственную СМС-ку со следующим текстом: «Я уже в полиции».
И все… Этого хватило, чтобы меня оставили в покое, больше никто не просил прийти на допрос в главное здание МВД в Петрозаводске.
Оправившись от психологического шока, я записала все диалоги с «сотрудниками полиции» и номера телефонов жуликов. Конечно же, они уже избавились от этих сим-карт, ну а вдруг?! И все-таки грустно от того, что пользуются нашей доверчивостью и желанием быть законопослушными гражданами, от того, что в своих сценариях используют настоящие фамилии полицейских и марают честное имя добросовестных офицеров.
Надеюсь, рано или поздно этих мошенников разоблачат и поймают. Хорошо, если бы поскорее. Не все читают газеты, а кредиты берет каждый второй житель нашей Карелии. Будьте бдительны, не поддерживайте беседу по телефону. Лучше всего повесить трубку и сразу же перезвонить на горячую линию Сбербанка (или иного банка, в котором вы оформляли свой кредит ). О телефонных «наездах» мошенников необходимо предупредить службу безопасности банка, чтобы там могли сразу же принять дополнительные меры по защите вашего денежного счета. Помните поговорку: «Деньги любят тишину». Не разглашайте по телефону свою банковскую тайну, и будет вам счастье!// Фото: mrganso / Pixabay