26 августа 2020, 08:00

Социальным взрывом грозило нежелание властей ответить жителям Ключевой

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 26 августа в 2000 году

События, о которых идет речь в этом репортаже, произошли в микрорайоне Ключевая поздно вечером ровно 20 лет назад. Там начался настоящий бунт, который перерос в череду протестов, которые проводились людьми бессистемно и, конечно, не были никем санкционированы. Но на них по вечерам как на работу начали ходить и чиновники мэрии, и депутаты от Ключевой. Потому что понимали, что от социального взрыва уже недалеко. А все дело было в том, что людям надоело терпеть. Как известно, Ключевая – район, на котором испытывают терпение людей.

– Электропроводка, вы видели, какая она там?! Кабель – вы видели, что там творится?! У нас все взлетит! – кричали вышедшие на улицы люди.

Электропроводка – это еще полбеды. Самое плохое: район жил без горячей воды все лето. И вот в конце августа, устав от того, что власть от них только отмахивается, отчаявшиеся люди предложили перекрыть живым щитом улицу Гвардейскую и не пускать транспорт, пока не будут решены их проблемы.

– Завтра, вот здесь у нас делают дорогу, мы вынесем поребрик, перекроем дорогу, выйдем все! Движение здесь будет перекрыто. И милиция, и никто нас не тронет. И мы будем стоять до тех пор, пока здесь кардинальные меры не будут приняты, – говорили люди.

Кстати, улица Гвардейская – это дорога, ведущая на Деревянное, Ладву-Ветку и Вепсскую волость. То есть это дорога достаточно насыщенного движения. Люди требовали к ответу мэра Петрозаводска Андрея Демина. Требовали тепла в их квартиры. Требовали горячую воду. Ключевая устала терпеть и верить обещаниям. Так как жители уже в ультимативной форме потребовали разговора, то к ним на сходку тогда впервые приехали и депутаты, и чиновники мэрии, а потом начали посещать микрорайон довольно часто в том году. Приглашенный к разговору мэр города к людям не пришел.

19 августа в музее-заповеднике «Кижи» состоялся традиционный праздник Кижской волости. И самыми важными событиями на острове в этот день были церковная служба с крестным ходом и первый в России фестиваль старинных лодок. День Кижской волости начался с церковной службы  в честь престольного праздника Преображения Господня, ведь главный храм острова – Преображенская церковь. А в полдень судьи приступили к регистрации участников фестиваля традиционных лодок «Кижская регата-2000».

В прошлом году в День Кижской волости состоялись первые соревнования лодок, носящих то же имя, что и знаменитый на весь мир музей-заповедник. Иллюстраторы различных изданий «Калевалы» считают, что именно на лодках-кижанках передвигались герои эпоса. Это транспортное средство оставалось одним из важнейших для жителей окрестных деревень, расположенных в Кижских шхерах, и к началу XXI века, поскольку они ежедневно сталкивались с необходимостью передвигаться по озеру. Благодаря оригинальной форме своего корпуса кижанка обладает хорошей устойчивостью, что немаловажно для путешествий по неспокойным онежским водам, большой грузоподъемностью и скоростью. Традиционно на кижанки ставили две-три пары весел и парус. В 60-е годы существовала мастерская, которая производила от 50 до 80 подобных лодок ежегодно.

К сожалению, несмотря на постоянное наличие спроса, массовое производство кижанок прекратилось за 30 лет до этого. С 1998 года музей-заповедник «Кижи» вместе с Морским центром проводил изучение традиционного судостроения и судоходства Заонежья. Выяснилось, что в пользовании местных жителей осталось всего несколько десятков лодок. Самая старая из них была построена в середине 60-х. Организаторы Кижской регаты считали своей главной задачей возрождение традиционного деревянного судостроения.

Во-первых, это важная часть местной культуры. Во-вторых, наладив производство кижанок и приспособив их к современным требованиям, можно в значительной степени ликвидировать нехватку транспортных средств, ощущаемую жителями заонежских деревень. Впрочем, в регате могли принять участие любые лодки, вне зависимости от конструкции. Все участники разбились на три группы: традиционные кижанки с парусом и веслами, весельные лодки и лодки современных типов.

Вне конкурса в регате участвовала построенная той осенью в Морском центре лодка-долбленка. Как утверждали ее создатели, они строили ее по всем правилам судостроительной технологии 5-тысячелетней давности. Президент Морского центра Виктор Дмитриев пояснил: «Лодки тут различные, не только традиционные, но и пластиковые, и ялики – разные суда. Этот вид борьбы называется «народная гребля». То есть любой человек, имеющий судно, может себя проявить в таких соревнованиях».

Адмирал, как любя называли Виктора Дмитриева, категорически опроверг утверждение, что женщина на судне приносит одни неприятности. По его мнению, присутствие представительниц прекрасного пола на борту можно только приветствовать. Поэтому специальный приз от Морского центра был вручен экипажу, целиком состоявшему из девушек. Кстати, Виктор Дмитриев считал, что со временем Кижская регата может стать международной.

Таким было 26 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума – а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.

Фото: wikimapia.org