17 мая 2022, 11:29

«Подтопление» и выживание

В Карелии реки вышли из берегов. Власти кивают на погоду, местные жители ругают экстренные службы за нерасторопность

 

Текст и фото: Георгий Чентемиров

В конце недели на юге Карелии зарядили дожди. По информации МЧС, выпала месячная норма осадков. Реки Вилга, Неглинка и Лососинка вышли из берегов. В Петрозаводске затопило парк в пойме Лососинки, “Зеленую тропу”, у моста на улице Кирова разъехались панели на укрепительном откосе. Однако самый серьезный урон стихия нанесла в Прионежском районе. В Лососинном бурные потоки размыли единственную дорогу, ведущую к пяти садовым товариществам, а в деревне Вилга под водой оказались 20 дворов. Один местный житель, всю ночь спасавший свое имущество от потоков воды, умер на следующий день после эвакуации — так порталу “ПТЗ говорит” рассказал его односельчанин.

«Подтопление» и выживание, изображение №1
 
 

Журналист “ПТЗ говорит” пообщался с людьми, пострадавшими от наводнения, которое региональные власти стеснительно назвали “подтоплением”.

“Сегодня ночью мы потеряли практически все поголовье птиц (индюшатки, утятки, фазаны, утки, индоутки, павлины), олениха Ляля, к сожалению, тоже погибла. Также сено, корма утонули, что-то унесло в речку…”

— сообщают администраторы паблика “Прогулки на лошадях. Конный туризм КК “Престиж”. Комплекс находится в деревне Вилга как раз на берегу реки. Вода начала прибывать с вечера пятницы, говорит местный житель Валерий. Его дом и участок, а также несколько машин тоже пострадали из-за “подтопления”.

«Подтопление» и выживание, изображение №2
 
 

— Я понял, что будет все плохо, еще в пятницу вечером. Резко начал подниматься уровень воды. Еще до полуночи начал звонить везде, говорить, что скоро утонем. Мне до четырех утра говорили, что все едут и мчатся. Звонил туда пять раз. Где-то в начале пятого утра я увидел, что кто-то появился на мосту (Под которым протекает река Вилга. — Авт.), начали смотреть и что-то делать. Но к тому моменту вода уже поднялась, — вспоминает Валерий.

Возле ворот припаркована его машина. На стойках — улитки, которые спасались от воды. Вода дошла почти до крыши, но автомобиль на ходу, в отличие от другой машины Валерия: она после наводнения уже не заводится. У соседей машины тоже побывали в воде и, скорее всего, теперь неисправны.

«Подтопление» и выживание, изображение №3
 
 

Валерий говорит, что таких “подтоплений” не припомнят даже старожилы. Однако тревожные сигналы поступали постоянно.

"Лет десять назад была ситуация во время ледохода — возник затор под мостом. А вообще пару раз в год вода неожиданно поднимается. До таких масштабов не доходило, но все же. Здесь раньше был другой мост, который справлялся с потоком".

Валерий не может сказать, какой ущерб нанесло наводнение его семье, но потери в любом случае огромны. Одна машина уже сломана, вторая — в любом случае пострадала; в гараже хранились листы ДСП общей стоимостью 50 тысяч рублей, сейчас они годятся только на свалку; на первом этаже дома вода повредила бытовую технику, инструменты, одежду, личные вещи, продукты.

Помощи от властей, по словам местных жителей, они не дождались. Кроме уничтоженного имущества, главная проблема — отсутствие воды: воду люди брали из колодцев, после наводнения они стали непригодны к использованию. Сотрудники МЧС помогли: привезли людям… по пятилитровой канистре питьевой воды. Как говорится, пейте и ни в чем себе не отказывайте. Как только вода спала, Валерий пошел в ближайший магазин — и купил такую же канистру за 80 рублей. Водовозка приехала лишь на следующий день.

«Подтопление» и выживание, изображение №4
 
 

На 14 километре Лососинского шоссе есть отворотка к нескольким дачным кооперативам. В субботу днем местные — а некоторые живут там круглый год и даже имеют там прописку — обнаружили, что выехать в город они не смогут. В свою очередь, к ним тоже не доедут ни скорая помощь, ни пожарные, ни полиция. Ведущая к кооперативам дорога оказалась размыта.

— Я сегодня должен был идти к племяннику на последний звонок. Ну вот, сходил… Ничего, у меня еще один племянник есть! — задумчиво говорит молодой человек, стоя на берегу обвала.

«Подтопление» и выживание, изображение №5
 
 
"Мы из тех, кто живет здесь постоянно. В понедельник мне на работу, детям в школу. Как ехать? Наверное, придется перебираться на другую сторону, а там уже вызывать такси",

— мужчина по имени Олег.

Дорога разрушалась на его глазах. Еще утром по ней можно было проскочить, но затем поперек дороги образовался настоящий каньон. Обнажилась дренажная труба — забитая камнем и разломанная на две части.

Дорога не находится в собственности района или республики. Жители кооперативов сами скидываются на ее обслуживание. Они же, по их словам, вызвали трактор и организовали доставку камня, чтобы завалить разлом. Местные утверждали, что власти никак не помогали в ремонте: кто хозяин, тот и отвечает.

«Подтопление» и выживание, изображение №6
 
 

Однако вечером туда приехал глава Карелии Артур Парфенчиков. Он своими глазами увидел размытую дорогу и хмурых людей возле разлома. Особенно чиновников поразило, как люди преодолевают пропасть по скользкому “мостику” из трех бревен.

«Подтопление» и выживание, изображение №7
 
 
«Подтопление» и выживание, изображение №8
 
 

— Слушайте, ну это безобразие! Надо же было бросить пару мощных бревен! Вы чего, надо делать нормальную переправу, хотя бы временную! Давайте пилу и надо нормальный организовать мост! — возмущенно говорил председатель Госкомитета по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения Олег Поляков. Кому адресованы эти указания, было не очень понятно: собравшиеся возле провала местные жители подчинёнными Полякова не являлись.

«Подтопление» и выживание, изображение №9
 
 

Чиновники взялись за телефоны. Вечером губернатор отчитался на своей станице, что движение по размытой дороге восстановлено.

«Подтопление» и выживание, изображение №10
 
 

…В Вилге женщина по имени Мария говорит, что вода полностью залила первый этаж их дома. теперь надо полностью снимать полы, менять бытовую технику, мебель. Но это не самые страшные потери, с которыми местные жители столкнулись после наводнения.

В субботу пенсионерка Лариса Старкова копошится на участке, устраняя последствия наводнения. Она рассказывает, как к ним в дом пришла “большая вода”, как она спасала своих кур, которым грозила смерть от утопления.

— Проснулась от того, что мой дом плывет. Такое у меня ощущение было. Подошла к окну, кругом вода. И началось: звоню в МЧС, а мне отвечают: подождите, у нас сейчас совещание будет. А я им — да мы же тонем! Муж машину перегнал. Начали вещи поднимать из подвала, а потом думаю: какие вещи! У меня там 11 живых душ гибнет! И мы начали куриц таскать из курятника. Воды было по грудь, темно, не знаешь куда ступить, а еще и курица в руках!
«Подтопление» и выживание, изображение №11
 
 

Нескольких жителей Вилги в субботу эвакуировали. По информации Валерия, в воскресенье один из спасенных — пожилой мужчина — умер: заснул и не проснулся. Валерий связывает это с наводнением и стрессом, который пережил пенсионер.

"Они всю ночь ходили в ледяной воде, спасали имущество. Я уверен, это все можно было предотвратить, если бы экстренные службы вовремя спохватились",

— говорит Валерий. Подтвердить эти сведения официально нам не удалось.

Тем временем Госкомитет по безопасности населения рассказал, как пострадавшим гражданам будут возмещать ущерб от стихии (слова “наводнение” в релизах избегают). Путь простым не будет. Необходимо обратиться с заявлением в администрацию района, где комиссия рассмотрит обоснованность выплаты, установит сумму и причину ущерба. Что важно, выплачивать компенсацию будут из тощего бюджета местного самоуправления. Кроме того, в понедельник 16 мая специалисты районной администрации обещали обследовать здания, попавшие в зону “подтопления”.