06 сентября 2022, 10:24

Липовый фермер отчитался перед Минсельхозом чужой картошкой

В суде допросили первого свидетеля по уголовному делу карельской фермерши

В сентябре в Петрозаводском городском суде продолжилось рассмотрение уголовного дела, возбужденного в отношении карельской фермерши из деревни Рыпушкалицы Олонецкого района Ираиды Шалак. Ее обвиняют в совершении пяти преступлений по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

По версии гособвинения, Ираида Шалак помогала гражданам оформляться в качестве глав фермерских хозяйств и получать из карельского Минсельхоза крупные денежные гранты. В дальнейшем, настаивает гособвинение, деньги, выделенные начинающим фермерам, она использовала по своему усмотрению.    

5 сентября в суде был допрошен первый свидетель по делу – житель деревни Рыпушкалицы Константин Романов. Свидетель работает сторожем в местной школе. Он рассказал, что Ираида Шалак предложила оформить его как индивидуального предпринимателя, помогла решить формальности в налоговой инспекции, открыть счет в банке, составить бизнес-план и получить в Минсельхозе Карелии денежный грант в сумме 1,5 миллиона рублей на создание фермерского хозяйства по выращиванию картофеля.

Романов утверждает, что своего фермерского хозяйства он никогда не вел, у него не было даже земельного участка для этих целей. По его словам, он продолжал работать трактористом у Шалак и получал заработную плату.

На деньги гранта были приобретены плуг и картофель. Романов рассказал, что плуг нашла Ираида Шалак, она же подготовила необходимые документы и платежные поручения, а он только их подписывал. Плугом, рассказал Романов, он воспользовался пару раз. По его словам, приобретенное на деньги гранта оборудование находится в хозяйстве Шалак.

Картофель он приобрел у супруга подсудимой.

- Картошку вы покупали как фермер? – уточнила прокурор Татьяна Дубейковская.  

- Получается по бумагам, да, как фермер, а по факту нет,

- сказал свидетель.

Картофель затем был высажен на полях, но никаких дивидендов от собранного урожая, утверждает Романов, он не получил. Его направляли с картофелем на сельхозярмарку в Петрозаводск, но он получал плату от Шалак именно за оказанные услуги по реализации овощей.     

Естественно, прокурора интересовало, как Романову удавалось отчитываться в течение пяти лет перед карельским Минсельхозом. Романов вспомнил, что как-то раз Ираида Шалак предупредила его о проверке из Минсельхоза. Свидетель рассказал, что во время проверки фотографировались с плугом и картофелем.

- С чьей картошкой вы фотографировались? Это ваша была картошка?  – поинтересовалась Дубейковская.

- Нет, - ответил свидетель.

По его словам, никаких претензий со стороны Минсельхоза к нему не было.

Во время допроса был еще один любопытный эпизод. В 2019 году, когда уже было возбуждено в отношении фермерши уголовное дело, состоялась очная ставка между Шалак и Романовым. После этого Константин Романов написал заявление в полицию о том, что боится за себя и своих родственников, так как во время очной ставки адвокат Шалак Михаил Шогин угрожал следователю. Спустя три года этот эпизод окончательно стерся из памяти свидетеля. Романов заявил, что ничего подобного не помнит, но согласился, что раз он письменно подал заявление в полицию, то, наверное, так все и было.

В ходе судебного процесса будет допрошено еще немало свидетелей. Один из самых интересных моментов – это то, как карельский Минсельхоз организовал контроль за использованием государственных грантов. Об этом на суде должны рассказать свидетели. После этого станет понятно, является ли выделение денег липовым фермерам досадным исключением или нет.