10 сентября 2019, 12:47

Лесная промышленность Карелии набирает обороты

В 2018 году лесной комплекс принес бюджету Карелии примерно 3,2 млрд рублей

Лесозаготовка, деревообработка и целлюлозно-бумажное производство – одни из основных отраслей лесопромышленного комплекса Карелии. Потенциал лесной отрасли в республике очень высок. Несмотря на меры по защите леса,  есть случаи  несанкционированных вырубок. Как результат, страдают экология и природные богатства края. Чтобы сохранить лес, руководство республики приняло решение о реорганизации в этой отрасли. Для осуществления программы потребуются годы, но  это уже верный путь к экологическому будущему.
    
Благодаря уникальному климату в Карелии  растут  сорта деревьев, которые отличаются своей крепкой корой. Именно они используются в строительстве, не требует особых условий для хранения, могут эксплуатироваться многие годы и легко транспортируются. Экспорт материалов – один из основных заработков республики.

Основную работу по переработке древесины выполняют карельские предприятия. Сырье поставляют в Архангельскую, Ленинградскую и Вологодскую области. 10% пиловочника хвойного реализуется на экспорт, а лиственную древесину вывозят в соседние регионы.
    
В 2018 году лесной комплекс принес бюджету Карелии примерно 3,2 млрд рублей. Это значительно больше, чем в прошлые годы. К тому же увеличилось производство бумаги (110,7% к 2017 году), бумажных пакетов и сумок (115,2%), целлюлозы (110%). Большую часть продукции республика импортирует на Запад: в Германию, Финляндию, Турцию и другие страны. На экспорт поставляют порядка 20% круглых лесоматериалов, 90% товарной целлюлозы, столько же пиломатериалов и 80% газетной бумаги. Прибыль в лесном комплексе составила 1448,2 млн рублей, предприятия дают тысячи рабочих мест. Среднемесячная зарплата в лесозаготовках составляет 39, 4 тысячи рублей, а в деревообработке – 39, 1 тысячи рублей. 


    
Лесозаготовками в Карелии занимаются свыше 340 предприятий, а деревообработкой – больше 450. Из этих организаций выделяются 10  крупнейших предприятий Карелии, которые исполняют 90% всей работы. Основными производителями считаются ПАО «Соломенский лесозавод», ООО «Сетлес», ООО «Промлес», ЗАО «Карлис – Пром», ООО «ЛДК Сегежский», ООО «Карелиан Вуд Кампани». Целлюлозно-бумажной промышленностью занимаются 4 компании: АО «Кондопожский ЦБК», АО «Сегежский ЦБК», ООО «РК-Гранд», ООО «Сегежская упаковка». Заводы АО «Сегежский ЦБК» и ООО «Сегежская упаковка» занимаются изготовлением бумажных мешков и мешочной бумаги, которые используются в пищевой промышленности.

Постоянным спросом пользуется целлюлоза, поэтому завод ООО «РК-Гранд» работает стабильно и со значительным ростом. Объем производства товарной целлюлозы уже достиг 100 тысяч тонн в год.

Основными реализуемыми проектами считаются проекты компании «Сегежа». Среди них   строительство нового лесопильного завода, модернизация старого целлюлозного завода и АО «Сегежский ЦБК», строительство завода по производству плит OSB.

Пять успешных проектов реализуются в Карелии. Объем инвестиций составляет 11, 4 млрд рублей. 

Крупные предприятия успешно сотрудничают и с зарубежными партнерами. Западные заказчики  предпочитают IP-телефонию для связи, которая часто страдает от утечки данных. Чтобы обезопасить IP-связь от хакеров и конкурентов, предприятия используют VPN-сервис, который позволяет зашифровать соединение. 

Карелия – быстроразвивающийся край. Несмотря на стремительный рост предприятий, власть не забывает и об экологической стороне, чтобы  вырубка леса не нанесла вреда региону.

Теперь все лесные массивы в республике имеют статус государственной собственности. Бизнесмены теперь не смогут приватизировать земельные участки с лесом. Чтобы исключить все нелегальные вырубки, появился новый вид договора, по которому закрепляется аренда земли и использование лесных ресурсов на данной территории.

Несмотря на  успешное развитие, есть и проблемы. Это и дефицит сырья, той же древесины, и логистика.  Необходимо  осваивать новые лесные участки,  развивать инфраструктуру дороги северных территорий и увеличить количество большегрузных автомобилей для транспортировки леса.