09 апреля 2024, 21:23

За смерть велосипедиста в Петрозаводске никто не наказан

Следователи отказали в возбуждении уголовного дела после смертельного ДТП в столице Карелии

Текст: Елена Малишевская

В августе прошлого года это видео потрясло жителей Петрозаводска: велосипедист ехал по пешеходному переходу недалеко от Главного рынка, его на большой скорости сбил водитель автомобиля. Через неделю 27-летний велосипедист по имени Александр умер в БСМП, не приходя в сознание. Семь месяцев велась доследственная проверка. 8 апреля бывшей жене Александра сообщили, что в возбуждении уголовного дела отказано.

Эту историю нам рассказала Дарья Никулина – она воспитывает 8-летнюю дочь Александра, других родственников у погибшего парня нет. Он сам остался сиротой в 8-летнем возрасте, его папа и мама погибли в результате несчастного случая, Александр вырос в детском доме. С Дарьей познакомились, когда им обоим было по 15 лет, рано начали жить вместе и уже в 19 стали родителями Софьи. Последние несколько лет Александр и Дарья уже не были вместе, но жили в соседних домах, папа принимал активное участие в жизни дочери. За несколько месяцев до трагедии он купил два велосипеда – себе и Соне…

«Тогда мне попалось на глаза это видео, но у меня не екнуло сердце, не могла подумать, что это он… А на следующий день мне стали звонить с его работы, искать Сашу. Я начала обзванивать больницы, в БСМП мне сказали – да, это он, Александр в тяжелом состоянии, введен в медикаментозную кому»,

- вспоминает Дарья.

После того как Александр скончался в больнице от полученных травм, материалы по этому факту были переданы в отдел №4 СУ УМВД России по Петрозаводску. Была инициирована доследственная проверка.

«8 апреля мной было получено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч.3 ст.264 УК РФ в связи с «отсутствием в деянии водителя автомобиля состава преступления».

Все семь месяцев, со слов следователя, проводились экспертизы в рамках доследственной проверки. При этом вторая сторона (потерпевших) даже не была опрошена, о ходе проверки не сообщалось, какие экспертизы назначались, не уведомляли. Следователь не попыталась связаться с Дарьей, хотя имела все ее контактные данные.

«Я же, в свою очередь, неоднократно предпринимала попытки связаться со следователем. С результатами этой проверки мне не дали ознакомиться. Мне неизвестно, чем занимался следователь все это время. Я  как заинтересованная сторона по не зависящим от меня обстоятельствам не могу реализовать право на защиту моего малолетнего ребенка, которое гарантировано нашим государством».

 

Фактическая скорость движения автомобиля "Мерседес" экспертизой определена - 97 км/час. И в тексте постановления следователь ссылается на заключение эксперта:

«В данной дорожной ситуации действия водителя автомобиля "Мерседес" по выбору скорости движения не соответствовали требованиям п.10.1 ПДД РФ, и данное несоответствие, с экспертной точки зрения, находится в причинной связи с наступившими последствиями (фактом ДТП) и являются причиной происшествия».

На видео с камеры наблюдения хорошо видно, что и велосипедист, и водитель автомобиля двигались на запрещающий сигнал светофора. Но очевидно, что автомобиль является несоразмерно большим источником опасности на дороге, чем велосипед, и по степени тяжести последствия при ДТП будут намного больше, что накладывает на автомобилистов дополнительную ответственность. Фактически в результате нарушений ПДД водителем автомобиля погиб человек, а отвечать за это никто не будет. Водитель "Мерседеса", возможно, и сейчас носится по дорогам нашего города, при этом неизвестно, сможет ли он остановиться в очередной раз…

«Возможно, по мнению следователя, в этом страшном ДТП и может усматриваться вина обоих, однако человеческая жизнь является высшей ценностью в этом мире. Для одного цена ошибки - царапины на автомобиле, для другого - жизнь. А если бы на месте велосипедиста был чей-то ребенок? Если каждый будет так поступать, во что превратится наш город?»

- задает справедливые вопросы Дарья.  

Бывшая жена погибшего считает, что эта ситуация создает опасный прецедент: по логике следователя, игнорирование правил дорожного движения, повлекшее смерть одного из участников, не влечет никакой ответственности.

«Насколько я понимаю, следователем не принималось во внимание техническое состояние (исправность) автомобиля, неизвестно, имел ли водитель право управлять этим автомобилем, не рассматривалась версия умышленного причинения вреда здоровью (таким изощренным способом), а также возможность водителя автомобиля минимизировать ущерб при неизбежности ДТП. Все это говорит о качестве проведения проверки и принятия поспешного, невзвешенного, необъективного решения, так как, вероятно, предельный срок проведения доследственной проверки истекал (6 месяцев от момента регистрации сообщения до вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела)»,

- подчеркивает Дарья.  

 

И Дарья Никулина, и ее адвокат считают, что объективно разобраться в сложившейся ситуации возможно только в рамках расследования уголовного дела, так как следователь будет обладать всей широтой возможностей, предусмотренной уголовным законодательством, что повлечет реализацию установленных в нем принципов и принятие справедливого решения.

В этой трагедии много мистических совпадений: мама Александра погибла 27 июля, его дочь Соня родилась 27 июля. Сам Александр умер после ДТП 27 августа, ему было 27 лет… Сейчас его дочь очень скучает по папе, не расстается с кулончиком в виде медвежонка, который он ей подарил за неделю до смертельного ДТП.

Дарья Никулина намерена бороться с несправедливостью: вместе с адвокатом они обратятся в прокуратуру с требованием назначить повторное расследование дела. // Фото: freepik.com.