06 сентября 2011, 09:50

Жил-был в городе троллейбус

Пятого сентября, 50 лет назад, в Петрозаводске пошел первый троллейбус. О юбиляре - наш рассказ.

А может, трамвай?
Интересно, что в нашем городе вполне мог появиться не троллейбус, а трамвай. Уже в 1918 году городские власти и общественность активно обсуждали вопрос создания в городе общественного электрического транспорта, способного заменить вначале извозчиков, а позже — не всегда надежные в то время автобусы.
Стремление иметь новый вид транспорта отразилось и в проекте застройки города - в докладной записке исполняющего должность городского инженера от 8 мая 1923 г. содержится упоминание о предполагавшейся линии трамвая: «…По середине между шоссе 1 Мая и озером намечена параллельно озеру главная улица. Эта улица будет иметь соединение со старым городом с Садовой ул., и таким образом получится почти прямая, разделяющая и старый и новый город на две почти равные части. Особенных уклонов и подъемов по этой линии не имеется, что представляет удобство для прокладки центрального маршрута трамвая…». Планировалось связать трамваем станцию Петрозаводск, которая в то время располагалась на месте современной товарной станции, с центром города и Голиковкой, а также пустить трамвай в Соломенное.

В петрозаводском троллейбусном парке. 1986. Фото В. Ларионова


Бесшумный и гигиеничный
Первый проект троллейбуса появился в городе позднее - в 1935 г. генеральным планом планировки и социалистической реконструкции Петрозаводска, рассчитанным на 25-30 лет, предполагалось строительство двух троллейбусных линий. Однако в связи с нехваткой энергетических и финансовых мощностей и трамвай, и троллейбус в городе оставались только проектами.
И только после войны заочное противостояние трамвая и троллейбуса закончилось победой последнего: При принятии решения в пользу троллейбуса отмечалось, что он, бесшумный, гигиеничный и мало загромождающий уличные проезды, является наиболее приемлемым для нашего города видом транспорта.

Брусчатка для рогатого
Планируемое появление троллейбуса внесло заметные улучшения в облик города — были проведены работы по замощению брусчаткой и расширению улиц, по которым должен был пройти троллейбус, замене деревянных мостов на каменные, благоустройству тротуаров и остановок.
Послевоенный проект троллейбусной системы был разработан трестом «Дортранспроект» Министерства коммунального хозяйства РСФСР. Согласно ему было построено депо с профилакторием, ремонтными мастерскими и закрытой стоянкой. Оно расположилось между ул. Пролетарской (ныне - Московская) и Грибоедова.
Планировалось открыть движение по этой линии в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Но появление троллейбуса затянулось, и в здании депо долгое время действовал автобусный парк.


Троллейбус на улицах Петрозаводска. 1984. Фото М.В. Филатова

Движение по первой линии троллейбуса было открыто 5 сентября 1961 г., когда первые 10 троллейбусов прошли по маршруту протяженностью около 7 км от старого вокзала, по шоссе 1 Мая с заходом на новый вокзал, проспекту Ленина, улице Куйбышева, площади Кирова и проспекту Урицкого. Это были самые современные и комфортабельные на тот момент времени троллейбусы ЗиУ-5, выпущенные на заводе в г. Энгельсе Саратовской области.
Водителей троллейбусов тогда обучали в Ленинграде, позже на базе управления в Петрозаводске были созданы курсы переподготовки и повышения квалификации водителей, в 1964 г. два троллейбуса были переоборудованы для этой цели в учебные.
Нельзя не упомянуть о вкладе работников, без которых троллейбус не смог бы появиться и нормально функционировать - управленцев, ремонтников, работников службы движения, электрослужбы, кондукторов и других.
Вклад в развитие петрозаводского троллейбуса внесли и школьники города. Один из первых троллейбусов был построен на средства, собранные от сдачи металлолома учениками 10-й школы.

На троллейбусе до Кондопоги?
Уже через год первая линия троллейбуса была продлена до хлебокомбината, а в 1963 г. - до «Северной точки» (завода «Авангард»). В Национальном архиве Республики Карелия хранится проектная документация линии, которая была подготовлена республиканским проектно-изыскательским институтом «Карелпроект». Согласно ей маршрут троллейбуса должен был пройти несколько дальше — до начала современной Нойбранденбургской улицы, где была бы устроена новая площадь с поворотным кольцом и павильоном ожидания транспорта.
В последующие годы в порядке обсуждения специалистами и общественностью вносились и другие интересные, но также не осуществленные по разным причинам проекты развития троллейбусной сети — до Соломенного, в Южную промышленную зону, были даже предложения о проведении загородной линии в Шую и Кондопогу.


Троллейбус перед выходом на линию. Фото В.П. Васселя


Долгий путь на Древлянку
Но даже несмотря на то, что не всем планам суждено было сбыться, троллейбус развивался быстрыми темпами.
В 1964 году в день 20-летия освобождения Петрозаводска был открыт второй маршрут троллейбуса «Товарная контора – Площадь имени Кирова», в 1965 г. - третий, который прошел по шоссе 1 Мая, ул. Антикайнена, пр. Урицкого, улицам Луначарского, Радищева, Ригачина с поворотом у хлебокомбината и обратно этим же маршрутом до ул. Мелентьевой и товарной станции. В 1967 году этот маршрут был продлен до завода «Тяжбуммаш», а через два года он прошел далее, до домостроительного и деревообрабатывающего комбината.
Троллейбусные линии строились не только для соединения центра с промышленными районами, они пришли и в новые жилые районы. В 1976 г. «четверка» стала ходить до Октябрьского проспекта, в 1982 году — контактную сеть провели на Комсомольский проспект, в 1984 г. - на Кукковку (улицу Ровио). В 1995 году троллейбус увидели на улице Корабелов на Ключевой, в 2005 году он появился на Перевалке, а в 2006 году стало возможным приехать на троллейбусе на Древлянку.
Менялся и подвижной состав, в 1973 году впервые в город пришли пять троллейбусов ЗиУ-682. Они были более вместительными и комфортабельными, чем прежние, и имели три двери. Троллейбусы этой модели эксплуатируются в городе и по сей день.
В настоящее время в городе действует семь маршрутов троллейбуса, которые связывают все наиболее крупные городские микрорайоны с центром.

Сегодня петрозаводский троллейбус переживает не лучшие времена. Но хочется надеяться, что все беды важнейшего городского предприятия останутся позади, и симпатичный рогатый транспорт еще многие годы будет украшать Петрозаводск и помогать горожанам.

Александр Соколов, ведущий специалист Национального архива РК