30 мая 2014, 14:29

Судьба военных городков решается в парламенте

Анатолий Васильев убежден, что военное ведомство должно раскошелиться

После распада СССР разветвленная сеть военных городков, разбросанных по всей стране, стала постепенно ветшать и приходить в негодность. Когда-то могущественное и богатое военное ведомство фактически бросило свое имущество на произвол судьбы.


Двух десятилетий хватило, чтобы довести «до ручки» большинство городков, принадлежащих Министерству обороны России.
Отдельные строительные комплексы зданий и сооружений сегодня полностью разрушены и покинуты людьми. В России можно встретить немало мест, где лес начинает «проглатывать» бывшие военные объекты, которые посещают разве что заядлые грибники. Там, где жизнь еще теплится, государство пытается передать военные городки или то, что от них осталось, муниципальной власти.


По мнению депутата Законодательного Собрания РК, члена комитете по социальной политике, комитета по образованию, культуры, спорту и делам молодежи( фракция «Единая Россия»)  Анатолия Васильева, процесс передачи имущества военных законодательством четко не регламентирован. Это приводит к тому, что в реальности на местную власть со скромным бюджетом пытаются переложить всю ответственность и затраты за бесхозяйственность военного ведомства. Анатолий Васильев убежден, что в Минобороны России должны предусмотреть средства на приведение в порядок бывших военных городков, большинство из которых сегодня находятся в плачевном состоянии. Ни региональная власть, ни тем более муниципальная сегодня не в состоянии без поддержки Минобороны решить финансовые проблемы, связанные с восстановлением военных городков. И начинать движение к цивилизованным формам передачи имущества необходимо, по мнению Васильева, с изменения законодательства.


Как объяснил карельский депутат, в 2011 году был принят федеральный закон о порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества. Тем не менее закон так и не ответил на главный вопрос: как конкретно передавать военные городки? В ситуации законодательной неопределенности и отсутствия четкого механизма передачи военного имущества, считает Васильев, Минобороны избрало самый простой для себя путь. В военном ведомстве издают приказ о передачи и на этом «головная боль» у Минобороны заканчивается. Зато для муниципалитетов, которые не могут отказаться от «подарка» в виде военных городков, она только начинается.


Для Кемского района, как впрочем и для всей Карелии, тема военных городков стоит необычайно остро. К Анатолию Васильеву поступило обращение от главы Кемского городского поселения Игоря Пигалкина. Дело в том, что в собственность Кеми передается имущество сразу двух военных городков, расположенных на 14 километре Кемского района.


«После проведенного технического обследования имущественного комплекса передаваемых городков, - рассказал Анатолий Васильев, - были выявлены серьезные проблемы, устранение которых потребует значительных финансовых вложений, которых в муниципальном бюджете просто нет». Судя по результатам осмотра технического состояния сооружений, расположенных на территории военных городков, выяснилось, что здание детского сада и складское помещение восстановлению не подлежат, два здания хранилища существуют только по документам, насосная станция, свиноферма и здание КПП разрушены без надежды на восстановление.


Помимо основных «сюрпризов» есть и другие, не менее коварные. Все жилые дома и коммуникации на территории городков нуждаются в капительном ремонте. Необходимо модернизировать котельную с полной заменой оборудования. Кроме того в перечне передаваемого имущества отсутствуют водозабор, электрические сети, магистральный водопровод.


«Если зданий и сооружений не существует, то это имущество необходимо списать. И заниматься этим должен собственник, то есть Министерство обороны. При передаче зданий, требующих капитального ремонта, необходимо предусмотреть средства на приведение их в порядок. И, я убежден, Минобороны обязано финансово участвовать в этом процессе. Для меня загадка, почему имущество передается не полностью. К примеру, военные передают жилые дома, а электрические сети, водопровод, канализация в список передаваемого имущества не попадают. Закономерно возникает вопрос, а как может муниципалитет эксплуатировать здания без коммуникаций? Элементарно, даже договор на поставку электроэнергии не заключить»,

- обозначит круг самых острых проблем Анатолий Васильев.


В сложившейся ситуации кемская администрация не спешит принимать имущество военных городков. По словам Васильева, несмотря на неоднократные обращения муниципальной власти в военное ведомство, Министерство обороны до сих пор даже не направило своего представителя для обследования имущества и переговоров с муниципальной властью.


«И такие проблемы возникают не только в Кеми и Карелии. Это общероссийская проблема, которая загоняет муниципальную власть в правовой и финансовый тупик. Если мы четко не пропишем на уровне федерального законодательства финансовые обязательства Министерства обороны, то мы и муниципалитеты окончательно разорим, и судьбу военных городков не облегчим»,

- убежден карельский депутат.


Анатолий Васильев считает, что карельскому парламенту следует поддержать законодательную инициативу мурманских депутатов, которые предлагают внести изменения в закон о порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества. Суть законопроекта состоит в том, чтобы обязать Минобороны передавать имущество только в пригодном для эксплуатации состоянии и предусмотреть финансирование на текущее содержание передаваемых объектов недвижимости. «С моей точки зрения, это принципиальные поправки, которые могли бы, действительно, придать процессу передачи военных городков цивилизованные формы», - сказал Анатолий Васильев.