21 сентября 2011, 10:51

Раскинулись сети широко

Магазинов известных торговых марок стало в Карелии значительно больше. А вот товаров местных производителей в них - мало или вовсе нет. В проблеме разбиралась корреспондент "ТВР-Панорамы".
логотип сайта

Даже самый неискушенный покупатель заметил, что магазинов известных торговых марок стало в Карелии значительно больше. Общефедеральные торговые сети «расползаются» по республике и, похоже, процесс этот не остановить. Хорошо это или плохо? Как складываются отношения с местными товаропроизводителями? И выигрывает ли в итоге покупатель?Попытаемся разобраться.

На чьей стороне закон
Наши коллеги из еженедельника «Аргументы и факты-Карелия» неслучайно подняли эту тему, пригласив за «круглый стол» представителей федеральных торговых сетей, местных товаропроизводителей, экспертов из Министерства экономического развития РК. Посмотрите вокруг: число магазинов, имеющих не карельскую прописку, растет, а продукция наших местных производителей представлена в них весьма скромно. И чаще всего это лишь молочные  и мясные продукты, хлебобулочные и кондитерские изделия. Как известно, любой сетевик «приводит» за собой своих производителей, поэтому на прилавках рядом со всего несколькими видами, например, нашего хлеба мы видим десятки привозного.
Справедливости ради надо сказать, что Карелия давно уже не может полностью обеспечить себя продуктами. И если в 80-е годы более 50 процентов реализуемых товаров производилось в республике, то сейчас доля продукции местного производства в общем объеме розничного товарооборота составляет лишь 20 процентов. Однако, если яйцо куриное теперь практически не производится в Карелии (закрывается последняя птицефабрика), то уж свежего молока, сметаны, хлеба, кондитерских изделий мы могли бы производить достаточное количество.
Вообще рынок розничной торговли сегодня представляет довольно любопытную картину. На территории Карелии работают 64 федеральных торговых сети, причем подавляющее большинство — в сфере непродовольственных товаров. И лишь 10 – занимаются продуктами (включая небольшой объем непродовольственных товаров). Об этом рассказала представитель Минэкономразвития Галина Соловьева, отметив также, что доля оборота федеральных торговых сетей в общем обороте розничной торговли Карелии постепенно растет и составляет сегодня 15,5 процента. Но все в рамках закона о государственном регулировании торговой деятельности, который ограничивает аппетиты сетевиков 25 процентами. Получается, что федеральных торговых сетей в нашей республике не так уж и много, и им есть куда расти.


Между тем, и покупатели, не находящие местную продукцию на прилавках сетевых магазинов, и карельские производители товаров ругают местную власть, обвиняя ее в нежелании что-либо предпринять. Ведь можно было бы, например, при выделении помещений в аренду для магазинов выставлять какие-то условия, в частности, обязывать сетевиков реализовывать определенный объем местной продукции. Однако делать этого нельзя, поскольку это будет расценено как явное нарушение конкуренции, всем участникам рынка должны быть предоставлены равные возможности.
Между тем, в других регионах не сидят сложа руки и возможности поддержки местного бизнеса все же находят. Так, в Нижегородской области в поддержку местных производителей была разработана областная целевая программа «Покупай Нижегородское» и в результате доля присутствия продукции в торговых сетях увеличилась с 16 до 55 процентов. А вот посетители одного из федеральных супермаркетов в Череповце любимый товар увидят сразу – на ценниках крупными буквами так и написано: «Товар местного производства». Кто-нибудь видел подобное в Петрозаводске?

Диктуют свои условия
Позицию местных производителей, считающих, что угроза для них с каждым годом возрастает, выразила заместитель директора Петрозаводского хлебокомбината Елена Окольничникова. «Со стороны федеральных торговых сетей, – отметила она, – мы испытываем, прежде всего, диктат цен. Ну представьте, если нам предлагают снизить цену на 40 процентов от той, что указана в прайсе! Причем это не значит, что по такой же цене товар и будет продаваться, отнюдь. Просто кто-то будет иметь с этого товара свою торговую наценку. К тому же сетевики, не советуясь с нами, решают, какую нашу продукцию возьмут на реализацию и на каких условиях. Поэтому мы работаем только с двумя сетями – «Лента» и «Магнит». Очень важно, чтобы в сетях ко всем поставщикам было одинаковое отношение, а то кое-где прослеживается явное предпочтение к отдельным товаропроизводителям». По словам Елены Леонидовны, хлебокомбинат работает не на полную мощность, использует свои возможности процентов на 40. И наращивать производство нет смысла – некуда сбывать.
Это подтверждает и ситуация в Суоярвском районе. С приходом магазинов «Дикси» и «Магнит» объемы производства у местного хлебозавода значительно сократились. На этой неделе закрылся популярный у жителей микрорайона Кайманова магазин, где всегда можно было купить свежий хлеб, кондитерские изделия, бакалейные товары. «С тем товарооборотом, который мы сейчас имеем, – говорит генеральный директор ОАО «Суоярвский хлебозавод» Зоя Петрова, – выросшую арендную плату не потянуть». Под вопросом работа еще одного магазина в центре города. Снижение объемов производства естественно приводит и к сокращению рабочих мест на хлебозаводе. «За последние 1,5-2 года, – добавляет Зоя Николаевна, – мы столько раз участвовали во всевозможных встречах, обсуждали проблемы взаимодействия за «круглыми столами» с представителями сетей и республиканской власти. И всегда слышали заверения о готовности сетевиков сотрудничать. Но как только выходишь с ними один на один, сотрудничать как раз и не получается. Видимо, не очень мы им интересны. Потому и нет нашего хлеба ни в местном «Дикси», ни в «Магните».
А вот Медвежьегорский молочный завод, по словам начальника производства Галины Федотовой, особых проблем не испытывает, поскольку объемы продаж не изменились. Из четырех представленных в районе сетей деловое сотрудничество налажено с двумя.  «Местной торговле, – говорит  Галина Григорьевна, – есть чему у них поучиться, например, культуре продаж. Ведь это не дело, когда в маленьком ларьке (и мы с этим сталкивались) нашу сметану или молоко достают из холодильника, в котором вместе с ними в одной куче хранятся и селедка, и колбаса. Крупные сети достойно преподносят покупателю наш товар, регулярно проводят рекламные акции, привлекая внимание к местной продукции. А конкуренция, безусловно, заставляет быть, что называется, в тонусе».

Продаем то, что покупают
А что же сами «виновники повышенного к себе внимания»? Представители тех федеральных сетей, которые приняли участие в обсуждении проблем, говорили, что не могут брать на реализацию все товары, которые им предлагают, иначе «полки просто разорвет». Что у них жесткий отбор по качеству, и что рынок регулируется покупателями и значит продается то, что покупается. В ответ на претензии в затягивании решений было сказано, что большинство вопросов решаются на уровне головных предприятий, в Санкт-Петербурге, Краснодаре... При этом практически все заявляют о готовности рассмотреть предложения карельских производителей. Правда, такие заявления делались и раньше. Что же мешало наладить деловые партнерские отношения?
А теперь, как говорят математики, подытожим. Безусловно, для покупателей расширение торговой сети, появление супермаркетов, магазинов известных марок - это хорошо. Огромный ассортимент, возможность купить все необходимое в одном месте, более низкие цены (этот факт для многих до сих пор остается решающим), - плюсы очевидны. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что с приходом сетевиков увеличивается количество рабочих мест. По данным Минэкономразвития в 2010 году в сфере торговли Карелии было занято 21,3 тыс. человек, а в I полугодии 2011 года – уже 24,9 тыс. (Хотя более весомым для республики, как нам кажется, было бы увеличение числа работающих в сфере производства).
С другой стороны, возвращаясь вечером после работы, нам удобнее зайти в небольшой магазин поблизости от дома и купить, например, свежий хлеб и молоко - уж, конечно, местного производства, натуральное, без ГМО и прочей гадости. К тому же в маленьких магазинчиках, особенно это характерно для районов, есть то, ради чего покупатели и любят в них ходить, – там продавцы знают своих покупателей, их вкусы и предпочтения, всегда порекомендуют тот или иной продукт, могут привезти что-то по заказу… Это немаловажные факторы для современной торговли.
Таким образом, давать однозначную оценку «хорошо» или «плохо» развитию сетевой торговли, наверное, неправильно. Главное, чтобы жители имели возможность покупать качественные товары по приемлемым ценам.
   

Кстати
Ни в одной их федеральных торговых сетей, обосновавшихся в Петрозаводске, не представлена и газета «ТВР-Панорама». Хотя попытки со стороны ИД «Петропресс», издающего газету, предпринимались многократные. Причем явного отказа практически нигде не было: то обещают рассмотреть условия, то отсылают к руководству в Санкт-Петербург, а то и вовсе предлагают договариваться с теми изданиями, которые уже имеют «свое место под солнцем» в том или ином магазине, то есть рядом с кассами.

Глас народа
А как относятся к увеличению числа супермаркетов жители Петрозаводска?


  Наталья Викторовна:
- То, что в Карелии появились супермаркеты, магазины известных фирм – это, конечно, хорошо. Там большой ассортимент, часто бывают всевозможные скидки. В таких магазинах, и это большой плюс, можно самим выбрать овощи и фрукты. Уж во всяком случае это лучше, чем покупать их на рынке, где тебе положат в пакет невесть что.

  Юрий Николаевич:
- Да я в эти супермаркеты почти и не хожу. Предпочитаю те магазины, к которым привык и которые рядом. И товары предпочитаю местные: молочные продукты, хлеб… Считаю, что не нужно в Петрозаводске столько новых магазинов открывать. Лучше бы производство какое создали…

Карина:
- Ничего плохого в расширении федеральных торговых сетей не вижу. Скажу более: не хватает их. Например, неплохо бы открыть что-то в районе Первомайского проспекта. В магазине я покупаю то, что нравится, не особенно обращая внимания на производителя. Вот вы сейчас спросили и я задумалась: тот вкусный черный хлеб, который всегда беру, где испечен? В следующий раз обязательно посмотрю. Что касается молочной продукции, то здесь, конечно, местные предприятия для меня вне конкуренции. Безусловно, выбираю их молоко, сметану, кефир. Но вот, например, в «Ленте» продукты Олонецкого комбината не представлены. И это большой-большой минус.

  Эйно:
- Торговля, как одна из сфер экономики, развивается. И федеральные торговые сети все равно будут завоевывать рынок и дальше, от этого никуда не денешься. Это неизбежно. Да, цены у них ниже, но нужно отметить и такой момент – с появлением нового участника рынка повышается конкуренция, что не дает местным завышать цены на свою продукцию.