Потерпевшая по делу о крушении Ту-134 считает, что авиакатастрофа могла быть спланирована
Свои показания 28 августа в Прионежском районном суде Карелии дали четверо потерпевших, которые специально приехали из Москвы в Петрозаводск.
Михаил Гордеев в авиакатастрофе потерял жену, с которой прожил в браке 25 лет. По словам Гордеева, его супруга отправилась на отдых в Карелию, для чего купила билет на самолет. Однако посадка в аэропорту Петрозаводск так и не состоялась. Он потерял жену, двое совершеннолетних детей - мать, а 92-летняя теща - дочь. Оставив определение степени вины подсудимых на усмотрение суда, Гордеев заявил, что хочет, чтобы в будущем такие ситуации не повторялись.
Меня не устраивает ситуация, когда покупаешь билет, все чистенько, красивенько, а заканчивается посадкой в лесу. Хочу, чтобы больше таких ситуаций не было.
Геннадий Софрин потерял в авиакатастрофе сына, который был заместителем начальника юридической службы "Русского алюминия". На суд Геннадий Софрин приехал вместе с женой сына, у которой после гибели мужа остались две несовершеннолетние дочери.
Как рассказал Софрин, в авиации он отслужил 35 лет и имеет чин генерал-майора. Потерпевший не верит, что в катастрофе виноваты только подсудимые. Главные виновники крушения самолета, по его мнению, члены экипажа, командир корабля и компания "РусЭйр".
Если бы правый летчик (второй пилот. - Прим. ред.) выполнил требования инструкции, катастрофы бы не было. Они спокойно ушли бы в Санкт-Петербург, сели на запасный аэродром, и все бы были живы до сих пор, - уверен Геннадий Софрин. - Это требование компании - никаким образом не уходить на второй круг и на запасный аэродром, потому как это связано с деньгами. Это погоня за наживой. Подсудимые усугубили ситуацию, которая возникла у экипажа из-за сложных метеоусловий. Если бы они вовремя дали информацию, что аэродром закрыт для приема, самолет бы ушел - всего лишь навсего.
Противоположной точки зрения придерживается вдова генерального конструктора ОКБ "Гидропресс" Сергея Рыжова. По словам Ольги Рыжовой, она не исключает, что у кого-то могла быть заинтересованность в устранении вип-менеджеров ряда компаний, которые летели на самолете, и в том числе ее мужа. Как предполагает Рыжова, в связи с этим техник-метеоролог с 7-летним стажем мог допустить ошибку, из-за которой информация о погоде не попала в аэропорт "Домодедово".
Основную вину потерпевшая возлагает на подсудимых. Из-за их действий, по словам Рыжовой, была разрушена ее жизнь и она потеряла прежний достаток. Эдуарда Войтовича потерпевшая подозревает в коррупции при сертификации аэропорта, Владимира Шкарупу и Владимира Пронина - в том, что они ради сохранения своих мест по приказу сверху приняли к весенне-летнему сезону неподготовленный аэропорт. Членов экипажа Рыжова считает заложниками этой ситуации. По словам потерпевшей, "их отправили на убой".
События катастрофические для нашей семьи, для меня это абсолютно точно. Моя жизнь абсолютно разбита. Как и жизнь моих детей, - рассказала Ольга Рыжова. - Я говорила Войтовскому: в результате ваших халатных действий вы не лишились ничего. Вы работаете, получаете зарплату, бонусы, имеете возможность отдыхать, где угодно. Вы кушаете, пьете вина, смотрите на солнце, голубое небо, дышите. Вы спите с женой и так далее и тому подобное. В результате всего, что произошло, в частности, из-за халатности господина Войтовского и некачественного исполнения должностных обязанностей других подсудимых, у них ничего не изменилось. А у меня и нашей семьи изменилось все.
Напомним, 20 июня 2011 года самолет Ту-134А авиакомпании "РусЭйр", выполнявший рейс из Москвы, разбился неподалеку от аэропорта "Петрозаводск" при заходе на посадку в сложных метеоусловиях. Лайнер разрушился на части от удара о землю и загорелся. В результате катастрофы погибли 47 человек, пятерым был причинен вред здоровью различной степени тяжести. Компании, которой принадлежал самолет, причинен ущерб на сумму более 16 миллионов рублей.
На скамье подсудимых - начальник управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Эдуард Войтовский, заместитель генерального директора автономного учреждения Республики Карелия "Аэропорт Петрозаводск" - начальник аэропорта Владимир Шкарупа и исполнявший обязанности начальника авиационной метеорологической станции автономного учреждения Республики Карелия "Аэропорт Петрозаводск" Владимир Пронин.
По версии следствия, одной из причин авиакатастрофы стало то, что Войтовский незаконно сертифицировал метеорологическую деятельность аэродрома, оснащенного непригодным к эксплуатации метеооборудованием. За обслуживание и предоставление достоверной метеорологической информации экипажу воздушного судна отвечали Шкарупа и Пронин.
Кроме того, имели место системные нарушения, допущенные экипажем самолета, который, не располагая достоверными данными о метеоусловиях, оказался не готов к выполнению захода на посадку в сложных погодных условиях. Уголовное преследование в отношении членов экипажа было прекращено в связи с их гибелью.