19 декабря 2012, 13:21

«Пепелац» своими руками

Петрозаводчанин Сергей Степанов мечтает пилотировать настоящий самолет, а пока создает радиоуправляемые модели

Пожалуй, у каждого советского школьника радиоуправляемая модель автомобиля или самолета была мечтой. Многие ребята даже ходили в кружки, чтобы сделать себе такой самолет. Попытка обрести мечту не избежала и Сергея Степанова.

— В детстве, когда мне было 10 лет, родители купили мне пару моделей для сборки. Одну я собрал, но она так и не полетела. А вторую даже не смог собрать, маааленький был, — смеется Сергей Борисович.

С тех пор о самолетах Сергей Степанов забыл на долгие годы, все было некогда: институт, работа, да и другие увлечения были.

— Я всегда любил делать что-то своими руками. Одно из моих хобби — сборка мебели — в результате стало моей работой. Это хорошо, конечно, когда свою работу любишь, но и хобби тоже нужно, чтобы отвлекаться от повседневных хлопот. Как-то случайно попал на сайт о моделизме и решил: почему бы не попробовать?


Первый самолет Сергей Борисович купил готовый, оставалось только собрать детали. Установил аппаратуру управления — чтобы самолет мог летать. А еще на всякий случай сходил в Петрозаводский клуб авиамоделистов.

— Там ребята серьезно этим занимаются, профессионально, можно сказать, — рассказывает Сергей Степанов. — Начали меня стращать, что самолет просто так собирать нельзя, а то не полетит, нужно изучить аэродинамику, регулировать модель… Но я по образованию физик: прочел несколько книг, чтобы понять, почему самолеты летают, а почему падают…

Взяв своих сыновей, моделист отправился с новым самолетом на набережную, к водному вокзалу — если модель упадет, то, по крайней мере, не на людей, а в воду. Летал самолет, конечно, хорошо, но вот самое сложное — это его посадить. Проверяя свои силы, а заодно и возможности новой крылатой машины, Сергей Борисович запустил ее в крутое пике… и «потерпел крушение». Самолетик врезался в асфальт и разлетелся на кусочки.

— Мы с сыновьями собрали кусочки, дома вместе со старшим склеили его заново, — смеется моделист, — он потом еще летал, а сейчас стоит как память.



После этого многие самолеты Сергей Степанов делал сам. Покупал в магазине необходимые материалы, вырезал детали. Делал и большие самолеты, больше полутора метров в длину, и поменьше. В его коллекции уже есть и Ан-2, и Мустанг Р-51D, и «кукурузник», и даже «пепелац» — 2 крыла и хвост, без излишних украшательств.

Металлургическую печь здесь иметь совсем не нужно. Авиамодели — птицы не стальные, а деревянные, из бальзы, или пенопластовые. Первые получаются надежнее, но при падении разбиваются на куски. Вторые служат меньше, около года, зато их можно смело запускать неопытным моделистам.

— Вообще, нельзя просто выйти и запустить самолет. Скорее всего, вы его уроните. Я перед первым запуском тренировался на компьютерном симуляторе: около тысячи самолетов разбил!

Главное, что нужно авиамоделисту, — это усидчивость и точность. Склеивать детали нужно аккуратно: чуть сдвинешь какую-нибудь деталь на миллиметр — и летательный аппарат прямо по курсу уже не полетит. Если, конечно, вообще сможет взлететь! Затем следует этап балансировки. Нужно определить центр тяжести, проверить, как самолет планирует. После этого можно ставить мотор.



— Запускать их, конечно, лучше на открытом пространстве, — советует Сергей Борисович. — Я хожу на набережную, там есть небольшая полянка, или на стадион «Юность», если там никого нет. Можно пойти и в поле, только с низкой травой. Я однажды потерял самолет в траве — два часа искал!

Казусы с полетами, бывает, случаются. Особенно, когда мало опыта в посадке самолетов. Если резко отправить модель к земле, она просто воткнется в нее, как морковка. А еще часто самолетики врезаются в деревья и даже застревают там.

— А однажды я потерял управление и самолет чуть не залетел в открытое окно гостиницы! Я вовремя успел повернуть в сторону… Представляю, как был бы шокирован постоялец: сидит себе в кресле, а тут в окно влетает... самолет!

Сыновьям Сергея Степанова 8 и 5 лет. Старший помогает папе запускать самолеты, уже и сам «летал», но больше любит машины. А вот младший пока только наблюдает — может быть, он однажды продолжит заниматься любимым делом отца.

Создание радиоуправляемых моделей, как считает Сергей Борисович, увлечение особое. Вопервых, сама мысль о том, что ты сделал своими руками что-то, что может полететь, очень воодушевляет.

— А еще мне нравится, когда люди собираются вокруг, смотрят на полет, хочется сделать финт поинтереснее, — рассказывает моделист. — Ну и, конечно, это адреналин, ощущение, как будто бы ты сам находишься в самолете. У меня даже есть специальная техника — в самолет вставлена камера, надеваешь очки и видишь мир с высоты птичьего полета.

Сергей и сам хотел бы стать пилотом, да только такие курсы очень дорогостоящие. А пока возможности управлять настоящим самолетом нет, он создает модели своими руками.