Мэрия Петрозаводска увязла в бизнес-конфликтах?
Похоже, для мэрии Петрозаводска выяснять отношения с предпринимателями в суде становится доброй традицией. Сейчас арбитражный суд РК рассматривает спор по поводу разрыва контракта с частными перевозчиками. А в ближайшем будущем, видимо, появятся иски к горадминистрации от владельцев автостоянок, недовольных повышением арендной платы за землю. Возникает резонный вопрос: ради чьих интересов?
Напомним: на прошлой неделе у представителей очередной сферы бизнеса разгорелся конфликт с администрацией нашего города. Владельцы платных автостоянок получили уведомления из мэрии о том, что арендная плата за землю для них увеличивается в 3-6 раз. Заранее предпринимателей ни о чем подобном не предупреждали, уведомления прозвучали дли них как гром среди ясного неба. Естественно, подобный поворот дел поверг бизнесменов в шок...
«Нас разоряют...»
О том, какой урон для бизнеса может принести такое повышение арендной платы, нам рассказала владелица одной из автостоянок Людмила Петровна. Раньше она платила за аренду участка 16 тысяч рублей в месяц. С ней еще, можно сказать, обошлись по-божески. Ей подняли плату в три раза. То есть последняя для нее должна возра- сти до 48 тысяч рублей. Всего на ее автостоянке держат машины примерно 70 автовладельцев и платят за это 1,5 тысячи рублей в месяц. То есть Людмила Петровна получает ежемесячный доход в 105 тысяч рублей. Если вычесть из этой суммы 40 тысяч рублей (заработная плата сторожей), 10 тысяч рублей (расходы на электроэнергию) и увеличившуюся арендную плату, то на руках у владелицы автостоянки останется... всего 7 тысяч рублей. Вот и извольте жить на эти деньги, как сможете...
Но скачок платы за аренду — это еще не весь сюрприз, который мэрия приготовила предпринимателям. Также она задним числом сделала им перерасчет этой платы за несколько прошедших месяцев, начиная с того момента, когда нанятая ею фирма произвела переоценку занятого под автостоянку участка (исходя из рыночной, а не кадастровой стоимости земли). Этот перерасчет для предпринимателей вылился в значительные суммы — от 150 до 900 тысяч рублей. Нужно заметить, что внезапно образовавшийся «долг» бизнесмены должны заплатить срочно, иначе на него начнут набегать пени.
Многие владельцы автостоянок являются индивидуальными предпринимателями. То есть отвечают за долги своей организации личным имуществом. Увидев такие цифры в платежных документах, некоторые из них уже представили, что судебные приставы приходят описывать их квартиры...
Короче говоря, предприниматели потребовали встречи с мэром. Такая встреча состоялась в среду, 26 марта. Правда, владельцев автостоянок приняла не мэр города, а ее заместитель, руководитель комитета экономики и управления муниципальным имуществом Евгения Сухорукова. Надо сказать, что диалога не состоялось. Обе стороны так и остались на своих позициях.
«Не нравится — идите в суд...»
Евгения Сухорукова заявила о том, что летом прошлого года вышел республиканский закон «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в республике Карелия». Именно этот документ поставил вопрос о повышении арендной платы за земельные участки — исходя из их рыночной, а не кадастровой стоимости, как было раньше. А мэрия просто обязана исполнять спущенный сверху закон.
Кстати, закон подлежит исполнению с того момента, когда была произведена переоценка земли. Для многих участков эта переоценка была сделана еще в прошлом году, отсюда и требование оплатить аренду задним числом.
Но пришедшие на встречу предприниматели не восприняли ссылку чиновников на необходимость соблюдать законность. По их мнению, если закон плох, то его нужно изменить или приостановить его действие. Евгения Сухорукова заметила, что ничего подобного мэрия сделать не вправе. Это в компетенции только депутатов Законодательного собрания РК. Администрация города готова выйти в парламент с предложениями по изменению закона. Правда, какие это будут предложения, заместитель мэра не уточнила... Но подчеркнула, что те владельцы автостоянок, которые считают, что с ними поступают несправедливо, могут обращаться в суд...
Предприниматели не очень-то поверили в то, что мэрия хоть в какой-то степени готова учитывать их нужды. Ссылки на Законодательное собрание, на подготовку предложений по изменению «драконовского» закона они посчитали своего рода отвлекающим маневром. Суть же в том, что мэрии срочно понадобилось пополнить тощий городской бюджет. Вот и решили чиновники содрать деньги с предпринимателей, да побольше...
Где развитие?
Справедливости ради стоит отметить, что, кроме ссылок на закон, чиновники оправдывают свои действия тем, что арендная плата для владельцев автостоянок не поднималась аж с 2007 года. Правда, это скорее всего свидетельствует лишь о том, что проблемы этой сферы бизнеса мэрию долгие годы совершенно не интересовали. Иначе появилась бы уже давно продуманная политика арендных отношений с владельцами автостоянок. На сегодняшний день все наши автостоянки имеют вид неблагоустроенных времянок. Плохо забетонированные площадки с примитивным сетчатым забором, с дощатыми будками… Далеко не тот цивилизованный «паркинг», который мог бы получиться, если бы арендная плата стала инструментом продуманной политики. Ведешь бизнес на голом участке земли – платишь по полной, ведешь строительство – получаешь льготы по аренде земли, а если возводишь крытый современный паркинг, то по окончании строительства приватизируешь землю под ним и становишься полноправным хозяином. Таким образом, администрация города за счет бизнеса со временем могла бы решить проблему парковок в Петрозаводске.
Например, посмотрите, как в городе отстроились некоторые мини-рынки. В конце концов, автостоянки — это тоже немаловажные объекты городской инфраструктуры. Их количество, степень обустройства и цена сильно влияют на показатель комфортности проживания в городе.
Но если раньше безразличная позиция властей приводила к тому, что транспортная инфраструктура (включая автостоянки) почти не развивалась, то теперь эта сфера бизнеса, похоже, и вовсе загоняется в тупик. Владельцы автостоянок вынуждены будут оспаривать действия администрации в бесконечных судах, подобно тому как это происходит сейчас с хозяевами маршруток. Или, в свою очередь, брать больше денег с владельцев машин, которые и без того все меньше пользуются услугами платных автостоянок...
С какой стороны ни посмотри, все это мало похоже на здоровые отношения властей и бизнеса. Внезапное и резкое повышение арендной платы действительно больше напоминает рэкет или передел собственности. Как сообщила нам владелица автостоянки Людмила Петровна, уже двое ее коллег собрались уходить из бизнеса, один — с 1 апреля, другой — с 1 мая. Интересно, какие объекты появятся в скором времени на освобожденных ими участках?