Игра со смертью. Откровения 19-летнего зацепера
Зацепинг – экстремальное развлечение, когда любители прокатиться с ветерком путешествуют не внутри транспорта, а снаружи, зацепившись за выступающие части железнодорожных составов, троллейбусов или электричек. Это новое слово в нашем словарном запасе. На самом деле само явление существовало еще в бывшем СССР.
Люди среднего возраста и старше хорошо помнят, как выбравшая "экстремальное безумство" молодежь ездила на петрозаводских троллейбусах «зайцами». Нет, ни в коем случае не в салоне, а уцепившись сзади за ведущую на крышу транспортного средства лестницу. Катались до тех пор, пока не были замечены водителем или, не дай бог, погибали под колесами авто.
Желающих прокатиться с ветерком в России-матушке предостаточно. Наши люди все любят делать с размахом, даже если это сопряжено с опасностью для собственной жизни.
Как рыбак видит рыбака издалека, так и зацепер зацепера. Ища себе подобных, они создают сообщества в социальной сети, где пропагандируют опасное увлечение.
Именно поэтому интернет-провайдеров обязали блокировать эти опасные сообщества в социальной сети "ВКонтакте".
Я зашла в первую же найденную поисковиком группу в социальной сети и прочитала в статусе: "Зацеперы умирают, но не сдаются". Чего им в жизни не хватает – денег на проезд или экстрима?
Саше 19 лет, он зацепер. О том, как и зачем он к этому пришел, молодой человек, сомневающийся, что ему дается всего одна жизнь, рассказал порталу «Петрозаводск говорит».
Я посмотрел много видео о зацеперах в Интернете. Мне понравилось, решил попробовать. Это было пару лет назад. Еще лет в 12 мы с другом пробовали один раз покататься, но нам не понравилось. Было страшно. Но сейчас нас уже много, 10 человек. Они такие же, как и я, лет 19-20. Кто-то учится, кто-то работает. Я нигде не работаю.
Езжу несколько раз в неделю. А летом каждый день. Вчера вот меня поймали. Отправили домой на электричке. Я четыре часа прятался в туалете, потому что денег на билет не было.
Часто я катаюсь один, но с компанией, конечно, веселее. Любим с другом доехать до Сегежи и обратно. В самой Сегеже, конечно, ничего интересного нет. Но куда поезд едет, туда и мы.
Однажды я ехал в товарном поезде между вагонами. Бегал туда-сюда, делать нечего было, ерундой страдал. И упал на сцепку вагонов. Тело поболело недели две, потом прошло. Вообще, могло и ногу, и руку отрезать. Но повезло.
Ну, отрезало бы мне конечности… Тогда я, наверно, уже не катался бы. Ну и плохо жить бы было. Думал ли я, что могу стать инвалидом? Когда стану, тогда и посмотрим. Хотя я даже представить этого не могу.
Однажды нам с другом надо было в Сегежу, а мы случайно уехали дальше, поезд не остановился. Если бы вышли на следующей станции, электричку пришлось бы ждать 8 часов. Поэтому мы прыгали на ходу. Я разбил бок, друг - лицо. Мыслей сменить увлечение у меня не было. За это штраф всего 100 рублей дают.
Часто мы катаемся в Москве. Но туда едем на поезде, по билету. Иначе очень долго получается. Там это очень развито, много электричек.
Хотим «Сапсан» покорить. На «Ласточке» ездили, но это неинтересно, она медленно едет, километров 120-130. А Сапсан 250.
Еще я на метро катался. Но проехал всего одну станцию, потом задержали. Еще можно на трамваях ездить, но это страшно: его трясет в разные стороны. У меня везде есть друзья, всегда можно где-то остановиться.
Деньги на поездки в Москву и Питер я беру у мамы или бабушки. Они ругаются. Но я что-нибудь наплету, навру и уеду. Говорю, например, что надо продуктов домой купить, а на эти деньги уезжаю.
Обычно я еду между вагонами, на крышах почти не ездим. Там очень большой ток проходит, электрическая дуга бьет на два метра. В Москве и Питере ток меньше, там больше зацеперов.
Страшнее всего было в первый раз. Я зацепился за последний вагон электрички в Ладве и ехал в Петрозаводск. Я проехал одну станцию, а потом меня поймали. Надели наручники, дали штраф.
В чем смысл? Не знаю. Делать нечего, вот и катаемся. Больше всего меня пугает, что штраф может повыситься в 20 раз, как обещают в новом законопроекте.
Мама уже давно ничего мне не говорит. Разве что «дурачок». Зато друзья не раз поддерживали: мол, красавчик, так держать.
Гибнут чудаки. На крышах ездят, вот и умирают. Они ерундой страдают, бегают везде, цепляются у дверей, там держаться невозможно. Можно пользоваться страховкой при зацепах. Но я так не делаю. Я рассчитываю свои силы и езжу.
Родители узнали обо всем, когда прочитали письмо со штрафом. Сказали, что я больной. Что будет, если со мной что-то случится? Поплачут, поплачут и перестанут, как мама говорит. Не знаю, сколько еще буду кататься. Когда жена и дети появятся, перестану.
Приходили ли мне мысли в голову пойти учиться? Ну да. Но пока мама кормит и все нормально. Но будет мне 20-21, я буду уже по-другому думать. С парашютом, я думаю, интереснее прыгать, чем на поездах ездить. И страшнее. Вдруг он не раскроется. Я бы хотел поездить в Сочи, Крыму. Сейчас мост построят, я обязательно по нему прокачусь.
Сложнее всего было ехать до Мурманска. Потому что долго, 3 дня. Захотел город посмотреть. Там я погулял пару часов и поехал обратно. Этим летом я хочу снять видео о наших поездках. Чтобы показать людям, чтобы они знали, что мы делаем.
Новое увлечение – проезд на крышах и сцепных суставах поездов – становится все более популярным среди молодежи.
По статистике, за год на железной дороге гибнет в среднем больше 100 зацеперов. Последний случай произошел 4 апреля. В Петербурге «Сапсан» сбил подростка-зацепера, пострадавший в коме. Незадолго до происшествия полицейские видели на одной из электричек зацеперов: один сбежал, а второй попал в беду.
Многие не катаются, потому что боятся, что их поймают и побьют. Но полиция, машинисты и проводники не имеют права трогать тебя. В полиции мне говорят: «Ты достал ездить туда-сюда». Бывает, иногда приду на вокзал кого-то встретить или проводить, а меня выгоняют с вокзала. Мол, нечего тебе здесь делать. Я отхожу в сторону, они ходят за мной и смотрят, не собираюсь ли я зацепиться.