28 декабря 2014, 15:00

Элиссан Шандалович: "Социальная помощь должна быть адресной"

Депутат ЗС РК считает, что государственную поддержку необходимо оказывать тем гражданам, кто действительно в ней нуждается.

Республика Карелия устойчиво позиционирует себя как социально-ориентированный регион, в котором вопросы социальной защиты населения, образования, здравоохранения находятся в приоритете. Не случайно, в конце 2014 года мы попросили руководителя комитета по социальной политики Законодательного Собрания РК (фракция «Единая Россия») Элиссана Шандаловича рассказать о самых важных для жителей республики проблемах, которые оказались в центре внимания карельских депутатов.
- Мы живем в Республике Карелия, где на протяжении многих лет вопросы социальной политики находятся на первом месте. Работа нашего комитета строится таким образом, чтобы с помощью законодательных актов обеспечить справедливое распределение бюджетных средств и реализацию социальных программ, предоставить каждому жителю Карелии шанс реализовать свои способности и идеи, попробовать свои силы в различных сферах, улучшить жилищные условия, получить защиту при столкновении с болезнями, безработицей, старостью.

Не скрою, что социальные вопросы решаются сложнее всего. С одной стороны, они, как правило, требуют дополнительного финансирования, что в условиях дефицитного бюджета республики и крайне непростой экономической ситуации объективно вызывает множество проблем. С другой стороны, социальная тематика — одна из самых болезненных для населения республики, с которой люди связывают свои ожидания. В общем, на депутатах лежит двойная ответственность. Мы вместе с правительством республики обязаны найти сбалансированное решение, которое бы оказало реальную поддержку людям, но одновременно не стало бы ударом по другим сферам.

С моей точки зрения, самый разумный в условиях крайне скромных финансовых возможностей подход должен быть основан на принципе социальной справедливости, когда государственная поддержка приобретает адресный характер и нацелена именно на тех граждан, кто, действительно, в ней нуждается. Мы не можем позволить себе, образно говоря, размазывать масло тонким слоем, чтобы его хватило на всех, и бедных, и богатых. На практике у нас порой именно так и получается, когда многодетный банкир получает такую же помощь от государства, как и многодетный слесарь со скромным заработком.
В 2014 году были внесены изменения в карельский закон о социальной поддержке отдельных категорий граждан, который позволил, не снижая объемы социальной поддержки, сэкономить средства республиканского бюджета, чтобы поддержать другие социальные направления. Не секрет, что многие граждане имеют право на компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг как по региональному, так и по федеральному законодательству. Нередко компенсация шла в рамках республиканского законодательства, что создавало дополнительную нагрузку на карельский бюджет.

Благодаря внесенным в законодательство изменениям, ежемесячную денежную компенсацию (ЕДК) гражданам выплачивают в соответствии с федеральным законодательством, а в тех случаях, когда она ниже ранее выплачиваемой ЕДК, гражданам делают перерасчет и «добавляют» недостающую сумму из бюджета Карелии. Для простого гражданина все эти математические расчеты незаметны, он получает компенсацию в прежнем объеме, а для республиканского бюджета - это экономия средств налогоплательщиков, которые направляются на другие цели.

Работающие и проживающие за пределами городов педагогические работники муниципальных учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 году смогли воспользоваться мерами социальной поддержки в форме освобождения от оплаты жилой площади с отоплением и освещением. До недавних пор эта компенсация распространялась только на педагогов, работающих в детских государственных учреждениях социального обслуживания. Благодаря работе нашего комитета это, с моей точки зрения, несправедливое разделение на государственных и муниципальных педагогов удалось устранить.

Депутатам ЗС РК удалось увеличить до 3733 рублей денежное вознаграждение приемным родителям и патронажным воспитателям, взявшим ответственность за судьбы детей-сирот. Законодательно была увеличена на 807 рублей величина прожиточного минимума для пенсионеров республики, которая выросла до 7161 рубля. Пенсионеры с доходами, не дотягивающими до прожиточного минимума, стали получить доплаты к пенсии.

Отдельного внимания, с моей точки зрения, заслуживает карельский закон «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан», который разрабатывался в соответствии с федеральным законодательством, где произошли существенные перемены. Необходимость его принятия было продиктовано тем, что многие социальные вопросы регулируются законодательством, принятых в начале 90-х годов прошлого века. Понятно, что с тех пор в стране произошли серьезные перемены, которые необходимо было зафиксировать на законодательном уровне, откорректировав во многом устаревшие правила и нормы.
Новое законодательство основывается на принципе индивидуального подхода в вопросах социального обслуживания. Это, как мне кажется, единственно верный подход, позволяющий помогать, тем, кто нуждается, не распыляя бюджетные средства на граждан, и так чувствующих себя в материальном отношении достаточно благополучно.

В законодательстве появилось понятие «индивидуальная программа». Каждый гражданин, обратившейся за социальной услугой, получит индивидуальную карту социального обслуживания. Эта карта будет содержать информацию о том, какие услуги можно получить в рамках действующего законодательства, в какие сроки, в каким объеме, в каких учреждениях и с какой периодичностью. Таким образом, подход к пациенту постепенно становится конкретно-индивидуальным.

Понятно, что существенным изменениям подвергся и рынок социальных услуг. Помимо государственных и муниципальных организаций на рынок социальных услуг получили доступ негосударственные структуры, частные организации, работающие в сфере социального обслуживания. С появлением в социальной сфере новых игроков связаны надежды на усиление конкуренции и повышения качества предоставляемых услуг.
Другими словами, гражданин, имеющий индивидуальную карту соцобслуживания, по своему выбору сможет получить социальные услуги как в государственном, так и в частном социальном учреждении. Причем и по месту постоянного проживания, а, в случае переезда, по новому месту жительства. Понятно, что, если пациент захочет получить в частном учреждении дополнительные услуги, которые не прописаны в индивидуальной программе, то за них придется доплатить.
Важно, что законодательством предусмотрен контроль за деятельностью организаций социального обслуживания. При этом контролировать социальную сферу смогут не только государственные органы власти, но и общественные организации. В «обязательную программу» контрольных мероприятий включено проведение независимой оценки качества предоставляемых услуг.
Новый закон, и это тоже принципиально, расширяет круг граждан, имеющих право на бесплатную социальную помощь.

Если до 1 января 2015 года на бесплатные социальные услуги могли претендовать граждане, чей доход был ниже величины прожиточного минимума, то со следующего года помощь смогут получить и те, чьи доходы не превышают 1,5 прожиточного минимума.

Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и рост цен, решение это принято как нельзя более своевременно. Нельзя не отметить, что, несмотря на тяжелую финансовую ситуацию в республике, карельское правительство согласилось с депутатами и пошло на дополнительные расходы.

Бесплатно социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах, согласно новому закону, предоставляются несовершеннолетним детям, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов. Помимо этого в законе появились «срочные социальные услуги», включающие в себя обеспечение бесплатным горячим питанием, продуктами, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, а также содействие в получении временного жилья, юридической, экстренной психологической помощи.

В течение 2014 года комитет по социальной политики организовывал различные мероприятия, чтобы совместно с представителями государственных и муниципальных органов власти, общественными организациями, профсоюзами выработать оптимальные варианты решения самых острых социальных проблем. Круглый стол по проблемам кадрового обеспечения медицинских учреждений, парламентские слушания по демографической проблематике, а также слушания по вопросам качества и доступности медицинских услуг привлекли внимание карельской общественности. По результатам этих мероприятий даны соответствующие рекомендации органам исполнительной власти. Депутаты будут проводить мониторинг исполнения этих поручений.
Наверное, в области социальной политики проблемных тем будет всегда больше, чем решенных вопросов. Я уверен, что необходимо строго придерживаться курса на персонификацию социальных услуг, на помощь конкретному человеку, но при этом ориентироваться на реально имеющиеся ресурсы и возможности. В этом случае социальная помощь станет адресной, ориентированной на конкретном гражданине, конкретной, а, главное, действенной.