30 сентября 2011, 15:05

Дорога на север

30 сентября исполняется 55 лет, как был сдан в эксплуатацию первый участок железнодорожной линии Суоярви – Юшкозеро.

30 сентября исполняется 55 лет, как был сдан в эксплуатацию первый, от Суоярви до Поросозера, участок железнодорожной линии Суоярви  Юшкозеро.   В народе эту линию уважительно прозвали Западно-Карельской железной дорогой, хотя относилась она к Кировской (ныне — Октябрьской) магистрали.
Строилась она для освоения и последующего развития богатых лесом районов Карелии. По мере продвижения линии на север, на карте республики появлялись новые железнодорожные станции и лесные поселки Суоярви-II, Суойоки, Найстенъярви, Гимольская, Суккозеро — и далее, до Юшкозера. Стройка эта была ударной комсомольско-молодежной. В ней, в частности, участвовали молодые добровольцы и города на Неве и Великих Лук.
Полистаем пожелтевшие страницы республиканских газет «Ленинская правда» и «Комсомолец» за 1956 год. Из публикаций в них можно узнать, что участок Суоярви — Поросозеро строился 6 лет. Первыми в тайгу вступали лесорубы, прокладывая трассу будущей линии. За ними — взрывники, убирая пути трассы скалы. Затем следовали те, кто отсыпал земляное полотно, строил мосты и искусственные сооружения. И уже потом велась укладка рельсо-шпальных решеток.
На станциях строились здания для железнодорожников, подъездные пути к нижним складам лесопунктов. Строили  и жилье для лесозаготовителей, узкоколейные и автомобильные лесовозные дороги, связывающие делянки с нижними складами.
Основные работы вели две механизированные колонны строительно-монтажного поезда треста «Севзаптрансстрой» Минтрасстроя СССР. Одна прокладывала линию, другая возводила служебные жилые объекты. Движением на строящейся линии руководило отделение временной ее эксплуатации.
В газетных статьях тех лет упоминались имена таких передовиков производства, как бригадиры Николай Яковлев, Николай Орехов, Алексей Баруашвили, Антонина Степанова, Валентина Сазонова и члены их коллективов.
И так, 30 сентября 1956-го стал днем официального открытия 142-километрового участка Суоярви — Поросозеро. Как тогда был принято, это стало трудовым подарком к 39-й годовщине Октябрьской революции.
Вскоре линия дошла до Суккозера, где появились железнодорожный узел с оборотным локомотивным депо и большой поселок лесозаготовителей. А еще через два года пролегла дорога  до приграничного поселка Лендеры. К Юшкозеру линия протянулась уже к концу шестой пятилетки СССР.
Долгое время она была главной лесоперевозочной артерией Карелии. Сейчас с появлением в этих районах республики предприятий по добыче щебня, линия переживает второе свое рождение.
Валерий СИДОРКИН