Александра Урсуляк: «Добрый тот, у кого есть совесть»
В Карелии во второй раз прошел театральный фестиваль «Золотая маска». Его завершающим аккордом стал спектакль московского Театра имени Пушкина по пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана».
Это история о проститутке Шен Те, которая пыталась быть доброй к людям. Но чем больше хорошего она делала, тем больше бед сыпалось на ее голову. Пока неожиданно не появился ее двоюродной брат Шуи Та…
Петрозаводский зритель принял москвичей довольно сдержанно. Кто-то даже вставал и уходил посреди спектакля. В конце не слишком бурные овации и только один скромный букет цветов. Для сравнения: екатеринбургский Театр юного зрителя вызывали на сцену после окончания спектакля трижды.
А как принимают постановку в других городах? Легко ли играть в одном спектакле и женщину, Шен Те, и мужчину, Шуи Та, одновременно? Какой он, добрый человек? На эти и другие вопросы «ТВР-Панорамы» ответила исполнительница главной роли Александра Урсуляк.
Два человека в одном
– Вы довольны приемом петрозаводской публики?
– Признаюсь, так, как в Петрозаводске, нас еще нигде не принимали. Мы привозили этот спектакль и в Курск, и в Минск, и во многие другие города. Прием там был более теплым. В Петрозаводске аплодисменты зазвучали только, когда мы уже вышли на поклон. Мы не поняли, понравился спектакль или нет.
– В отзывах о пьесе «Добрый человек из Сезуана» в Интернете много хороших слов о вашей игре, о том, что эта роль позволила раскрыться с разных сторон. Для вас она действительно особенная?
– Без сомнения. Во многом потому, что пьесу ставил один из величайших режиссеров современности Юрий Бутусов, который позволяет артисту раскрываться совершенно неожиданным образом и для него, и для зрителя, и для самого постановщика. Не могу сказать, что во мне что-то кардинальным образом поменялось. Просто то, что было скрыто внутри, оказалось на поверхности.
– Вы играете и сестру, Шен Те, и брата, Шуи Та. Каково это – играть мужчину?
– В этом спектакле я не напрямую играю мужчину. Шуи Та – это образ, созданный самой Шен Те, ее «вторая сторона». Шен Те переодевается, накладывает усы, и вот это уже не она, а ее брат.
Оба эти образа одинаково близки мне. Ведь в любом из нас в той или иной мере есть и женские, и мужские черты. Так же как есть черты и добрые, и злые. Собственно, об этом и спектакль: нельзя быть только добрым или только злым, только веселым или только грустным. У человека бывает одновременно несколько разных желаний, которые зачастую противоречат друг другу.
– Ваша героиня Шен Те не умеет говорить людям «нет». А вы?
– Я тоже не очень люблю это делать. С возрастом, конечно, учусь, поскольку понимаю, что быть безотказным человеком нельзя. Иначе, как говорится, сядут и поедут.
– Значит, добрый человек, по-вашему, не безотказный?
– Добрый человек – это тот, у которого есть совесть. Мне кажется, очень скучно, когда человек сплошь состоит из положительных качеств. От такого быстро захочется сбежать.
– Быть добрым – это легко?
– Это зависит от человека. Кому-то удобнее быть добрым, а кому-то – злым. Каждый защищается от жизненных невзгод по-своему.
– А вы себя считаете добрым человеком?
– Думаю, да.
Джульетта без возраста
– Первоначальное название пьесы Брехта «Добрый человек из Сезуана» – «Товар любовь». В вашем понимании, какой должна быть любовь и в каких случаях она может быть товаром?
– Весь наш мир построен на торговле. Ничего с этим не поделаешь. Я убеждена, что если ты делаешь что-то плохое, оно обязательно вернется. Но и хорошее тоже возвращается. И это справедливо.
Точно так же и в любви. Любовь – нечто, данное свыше. Данное или как награда, или как наказание. В пьесе «Добрый человек из Сезуана» есть фраза о том, что любовь не продается. Всегда ли так бывает в жизни? Это сложный вопрос.
– Ваша главная любовь сегодня – это кто?
– Дети. Дочерей я воспитываю одна, но я счастлива, что они у меня есть. Мои дети – самое бесценное мое вложение в жизнь.
– Вы довольно долго играли Джульетту в театре – и молоденькой девушкой, и когда стали мамой. Со временем шекспировскую героиню становится играть сложнее?
– Знаете, наоборот. С годами уходит юношеская непосредственность, но приходят актерское умение, опыт, более полное осознание этой роли. Вообще это интересный опыт – играть такую роль, как Джульетта, в разные периоды жизни. Во всяком возрасте свое отношение к этой истории, свое понимание. Если бы мне предложили сейчас ее играть, – а я уже года четыре, как этого не делаю, – я бы согласилась. Только, конечно, потребовался бы какой-то режиссерский ход.
Счастливая профессия
– Вы дочь актрисы и режиссера. А за кулисы, как я прочла в одном из интервью, вас в детстве родители не брали. Почему?
– Меня не то чтобы специально не брали, просто у родителей была такая возможность. То же самое сейчас происходит с моими детьми, они остаются с няней. Но если девочкам хочется пойти со мной, я им не отказываю. Они знают, где можно шуметь, а где нельзя.
– А вам-то самой это интересно было, хотели стать артисткой?
– Тогда я, наверно, этого не осознавала. Но магию, которая витает в театре, я почувствовала именно в детстве.
– Если бы не стали актрисой, то кем?
– Честно, не знаю. Мне кажется, в другой профессии я не была бы в полной мере счастливым человеком.
– Вы не только играете в театре, но и снимаетесь в кино и сериалах. Не секрет, что многие считают сериалы жанром несерьезным. А вы?
– Сериал сериалу рознь. Среди них попадаются очень хорошие, снятые, как кино. Хотя поток, безусловно, присутствует. Не скрою, я снималась и в тех, и в других. Конечно, интереснее работать с хорошим режиссером, интересными партнерами, когда на площадке царит оживление.
– А сами сериалы смотрите?
– Я вообще телевизор не очень жалую. Отдельные передачи смотрю в Интернете. Например, «Вечерний Ургант», «Познер».
Чикаго затянул
– Вам больше нравится играть в театре или в кино?
– В театре. Кино – это искусство, тесно связанное с технологиями и большими деньгами. Без этого хороший фильм не снимешь. Не всегда что-то живое и настоящее может прорваться сквозь поток спецэффектов. Да и тяжелое это времяпрепровождение: можно ради двух минут в фильме провести на площадке 12 часов.
– Сейчас вы в каких постановках задействованы?
– В этом году дебютировала в новом, очень интересном для меня жанре – пою в бродвейском мюзикле «Чикаго», который привезли в Москву и поставили американцы. Кроме того, меня ждут две премьеры в театре – «Машиналь» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Мы покажем их в следующем сезоне. На кино времени пока не хватает.
– Работа, наверно, занимает почти все время. Как любите отдыхать?
– Если честно, постоянно хочется уехать отдохнуть. Хочется больше времени уделять детям, дому. Но так вышло, что сейчас у меня на работе очень плодотворный период, с тяжелым графиком. Успокаиваю себя тем, что все хорошие и востребованные артисты только так и живут.
– А куда поехали бы?
– Мне очень было бы интересно побывать в Индии. Но для этого нужно недели три свободного времени. Летом думаю свозить детей в парижский Диснейленд.
– В Петрозаводск отдохнуть не хотели бы приехать?
– В Карелии я впервые. Слышала, что край славится рыбалкой-охотой, грибами-ягодами. Но я в этом, увы, не специалист. Я приехала бы сюда для того, чтобы выспаться. У вас совсем другой воздух.
Кстати, здесь мы впервые в жизни видели ночью северное сияние. Это что-то непередаваемое.
Справка «ТВР-Панорамы»
Александра Урсуляк
(род. 4 февраля 1983) – российская актриса театра и кино. Дочь российского режиссера Сергея Урсуляка и актрисы Галины Надирли. В 2003 году окончила Школу-студию МХАТ и была принята в труппу Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, в котором служит и в настоящее время.
За роль Джулианы в спектакле «Черный принц» была в 2003 году удостоена премии «Кумир» в номинации «Надежда». В 2013 году получила премию «Хрустальная Турандот» за роль Шен Те/Шуи Та в спектакле «Добрый человек из Сезуана».
В кинематографе дебютировала в 2003 году, снявшись в роли Ларисы в телесериале Андрея Кавуна «Вокзал». Снялась во многих сериалах: «Однолюбы», «Отдам жену в хорошие руки», «Фарфоровая свадьба», «Псевдоним «Албанец»-2», «Сашка, любовь моя» и других.
Была замужем за актером Александром Голубевым, в браке с которым родила двух дочерей.