09 сентября 2019, 07:00

Городские троллейбусы: что происходит с муниципальным предприятием? 

Елена Стронк опровергла слухи о грядущей застройке территории троллейбусного парка жильем  

Петрозаводское троллейбусное управление, которое официальное именуется ПМУП «Городской транспорт», словно стойкий оловянный солдатик. Существует не благодаря, а вопреки. В истории предприятия чего только не было: финансовые катаклизмы, когда, казалось, уже не выкрутиться, попытки довести до банкротства, странные управленческие решения, уголовные дела, козни со стороны окопавшихся во власти представителей интересов частных автоперевозчиков. 

Закрытие движения троллейбусов по городским мостам, которые в 2017 году были признаны аварийными, нанесло серьезный удар по экономике предприятия. Перекройка маршрутов, которые во многом стали дублировать друг друга, привела к падению выручки на 30%. Одновременно ПМУП «Городской транспорт» с 1 июля 2019 года, как того требовало законодательство, внедрило в троллейбусах онлайн-кассы, что потребовало дополнительных расходов. В городских «маршрутках», где под надуманным предлогом повышения качества обслуживания взвинтили цены, онлайн-кассы до сих пор не появились. И ни налоговые органы, ни городскую власть это обстоятельство, похоже, совсем не волнует. Троллейбусы по-прежнему словно нелюбимое дитя в системе общественного транспорта карельской столицы.    

Именно поэтому, когда слышишь, что над ПМУП «Городской транспорт» опять сгущаются тучи, сразу в это веришь.

Троллейбусный парк на улице Московская занимает значительный по площади земельный участок, к которому давно присматриваются строительные компании. Практически центр города, готовые инженерные сети, рядом Онежское озеро, развитая инфраструктура, под боком сквер, школы, маршруты общественного транспорта - квартиры здесь пользовались бы повышенным спросом. Разговоры о том, что троллейбусный парк хотят перенести с улицы Московская на Курган (микрорайон Кукковка), а освободившуюся площадку застроить жилыми домами, привели меня в кабинет директора ПМУП «Городской транспорт» Елены Стронк. 

Директор троллейбусного предприятия заверила, что планов, связанных со сменой «места жительства» и последующей застройкой территории на улице Московская, не существует. Во всяком случае, ей об этом ничего не известно. Примерно месяц назад на одном из совещаний прозвучало предложение от карельского правительства передать ПМУП «Городской транспорт» в республиканскую собственность. Но, по ее информации, никакого развития эта тема пока не получила. 

Теоретически переместить троллейбусное управление с улицы Московская на Курган возможно, правда, довольно затратно. Территория на Кукковке, где сейчас находится Дорожно-эксплуатационное управление, даже больше, чем на Московской.

По приблизительным расчетам, переезд может вылиться, как минимум, в 100 миллионов рублей. На Кургане необходимо восстанавливать контактную сеть, приводить в порядок территорию, завозить станки, ремонтировать помещения.

Директор уверена, что если думать о развитии предприятия, то логично было бы говорить не о переезде, а об открытии дополнительного троллейбусного парка на Кургане. 

 

- Для меня идеальная картина мира — это два парка, на улице Московская и на Кургане, что позволит увеличить время работы троллейбусов в вечернее время,

- сказала Елена Стронк.

Финансовое состояние предприятия таково, что пока приходится на всем экономить. Просроченная кредиторская задолженность составляет 47 миллионов рублей. Для сравнения: на 1 января 2018 года кредиторская задолженность доходила до 70 миллионов рублей.  Насколько уверенно себя чувствует предприятие, которое в последние годы постоянно балансировало между жизнью и смертью?

- По текущим вопросам мы отошли от грани, после которой предприятие неминуемо скатилось бы в процедуру банкротства. Но, конечно, проблемы, которые накопились в 2014-2016 годах из-за недофинансирования, никуда не делись, - сказала Стронк.

В ноябре ПМУМ «Городской транспорт» должен получить 10 троллейбусов из Москвы. В столицу, рассказала Елена Стронк, выезжали специалисты предприятия и проверяли техническое состояние троллейбусов, которое они оценили как удовлетворительное. 

В сентябре 2019 года начнется формирование группы для обучения по специальности "водитель троллейбуса". Предполагается набрать 30 соискателей, обучение которых начнется со следующего года.        

Позитивные тенденции, безусловно, есть, но приход более светлого будущего для ПМУП «Городской транспорт» тормозится наличием аварийных мостов, которые никак не могут отремонтировать. 

- С закрытыми мостами и нынешним подвижным составом мы к 2022 году придем с 35 троллейбусами, что крайне негативно скажется на интервалах движения и в целом на уровне транспортного обслуживания петрозаводчан, - считает директор.

В последнее время на линию ежедневно выходит от 51 до 54 машин. Дефицит подвижного состава планируется решить за счет приобретения троллейбусов на автономном ходу, которые определенный отрезок времени могут двигаться без контактной сети. Это некий гибрид троллейбуса и автобуса, что позволяет проложить троллейбусные маршруты до новых микрорайонов, где нет контактной сети. На бумаге уже проработаны маршруты в микрорайоны Скандинавия и Сулажгора. Имея троллейбусы на автономном ходу, можно без труда соединить Кукковку и Древлянку. 

- Кроме желания иметь современные троллейбусы на автономном ходу, есть реальные перспективы их приобретения?

- Мы представляли наш проект руководству республики, обсуждали целесообразность приобретения такого транспорта. Правда, конкретное «да» нам никто еще не сказал. Но мы делаем все, чтобы нашу просьбу услышали, - сказала Елена Стронк.     

Для того чтобы муниципальный транспорт стал более удобным и выгодным для горожан, необходимы, считает Стронк, организация выделенных полос, короткий интервал движения, более современные машины. Но это, призналась она, пока мечты.   

Председатель профкома ПМУП «Городской транспорт» Елена Дорохова рассказала, что идею переезда троллейбусного парка на Курган активно продвигал прежний директор предприятия Виктор Клещев. После его увольнения об этом она больше не слышала. Елена Дорохова отметила, что в последнее время предприятие «пошло на поправку», зарплата выплачивается вовремя, увеличилась выручка, за проездными выстраиваются очереди, а настроение в коллективе заметно улучшилось.      

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.