Спиленный сухостой в Петрозаводске не вывезли, а разобрали на дрова

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 30 июля в 2005 году
аварийный тополь
фото стопкадр

До 20 августа во дворах Петрозаводска не должно остаться ни одного аварийного тополя – такую задачу ровно двадцать лет назад поставил перед частными управляющими компаниями мэр столицы Карелии, которым тогда был Виктор Масляков. Деревья уже были посчитаны, помечены краской. Их уже начали пилить. Сделать Петрозаводск не только красивым, но и безопасным – такова была главная задача в плане первоочередных мероприятий по сносу ветхих насаждений. План появился летом 2005 года после того, как в городе упало несколько старых деревьев. Одно унесло жизнь девушки.

Тополя высаживали в послевоенные годы, озеленяя разрушенный город. И вот деревья состарились. «Тополь наилучшее дерево, он производит наилучшую очистку воздуха, наибольший объем кислорода выделяется. И тополь быстро растет, - передал мнение экспертов Павел Гармаш, заместитель начальника управления Жилищного хозяйства. – Другое дело, что за ним нужно ухаживать». С начала июля все деревья на придомовых территориях муниципального жилфонда были обследованы. Аварийные отметили краской и стали пилить. Работы велись силами частных УК. На улице Балтийской люди с пилами побывали дней десять назад, и с тех пор их здесь никто больше не видел, все спиленное лежало на земле.

«Кто-то приезжает, себе на дрова забирает. Нагрузят в багажники и домой забирают. Остальное – чувствую, до сентября-октября будет тут эта свалка. Видимо, сейчас задача – свалить все. Потом убрать. Вроде нам не мешает, но кто-то уже начал жаловаться»,

- рассказывали люди.

То, что с вывозом поленьев появились проблемы, подтвердил Павел Гармаш – основные силы были брошены именно на снос: «Ведется работа по подготовке плана комплексных мероприятий по зеленым насаждениям. Ведется сплошное обследование, не только выявление аварийных деревьев. Работаем над долгосрочным планом по уборке старых деревьев и по озеленению. План рассчитан на три года. Программа сейчас разрабатывается». Решено было высаживать в Петрозаводске березы, клены, а также кусты акации, сирени и боярышника.

...

В Карелии разработали специальную программу по развитию архивного дела. В 2005 году на ее реализацию выделили 400 тысяч рублей. Однако Национальному архиву республики требовались миллионы, честно заявил директор Олег Чистяков. Фонды архива постоянно пополнялись, а в хранилищах давно не было места.

В здании тогда шел ремонт – меняли электропроводку и лампы. Но ремонт не влиял на график – в тесных и душных кабинетах работа не прекращалась.

«Переходили из кабинета в кабинет», - признался Давид Захарович Генделев, который в те годы был в архиве старшим научным сотрудником. Он уступил свое кресло Олегу Чистякову, а когда-то сам был здесь директором. Он помнил, как бесценные материалы хранились в подвалах на Круглой площади. После войны их перевезли в новое здание: «Тогда всем было радостно. Думали, что это решит все проблемы. Но это решило проблемы на некоторое время. Такова особенность архива – он пополняется».

Новые документы поступали прямиком в кабинет директора. Складировать их было некуда. Например, остатки нотной библиотеки Леопольда Теплицкого, который создал первый джаз в СССР.

«Это самое интересное, что может характеризовать не только Теплицкого, но и вообще музыкальную культуру 19 века. Тут джазы, интересные аранжировки, то, что игралось в Америке, а он в Америку ездил примерно в 1928 году, после чего его посадили на Беломорско-Балтийский канал»,

- рассказывал Олег Чистяков.

Ситуация с документами усугублялась тем, что в последнее десятилетие закрылись многие предприятия. Архив был обязан принять все их документы – 50 тысяч дел. Надо взять, а некуда. А в целом в этом архиве тогда находилось уже миллион архивных дел. В таких единицах измерялись сокровища этого ведомства. Самые старые были ровесниками нашего города. Архив досоветского периода – одно из немногих мест, которое почти не пополнялось. Зато совершенствовалось! Документы упаковали в специальные удобные коробки. Но денег на коробки не хватало.

«Для нас это спасение – от света, от пыли, от грязи коробка защищает. И очень удобно пользоваться. И документ не травмируется – веревки пережимают обложки, листы, после чего требуется реставрация документов»,

- пояснила Елена Гаврилова, заведующая архивохранилищем досоветского периода.

Все эти богатства были сохранены силами правительства в годы революции, войны. Власти всегда понимали важность архивного дела. Вот и в 2005 году обещали реконструкцию помещений, что позволит вместить сюда больше документов. Обещали, впрочем, давно.

«Уже 25 лет наш государственный архив поставил перед правительством эту проблему, но она до сих пор не решена», - заявил Олег Чистяков.

Кое-что удалось перевести на диски. Но срок их хранения всего четверть века. Получается, что лучше бумаги никто ничего не изобрел. Хотя поисковые системы, базы данных активно внедрялись в жизнь архива. Но и современная техника тоже требовала места. И сотрудники все чаще мечтали о новом здании.

Таким было 30 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2005 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.