07 ноября 2021, 19:36

Передел мусорного рынка: «Нас нужно было добить первыми»

Крупный инвестор не может погасить долг в 5 миллионов рублей, но готов «подмять» районы

Текст и фото: Антонина Кябелева

С 9 ноября сортавальское предприятие ООО «Спецтранс», занимающееся транспортировкой твердых коммунальных отходов, прекращает работу по сбору мусора в Сортавальском районе. О разрыве договора в одностороннем порядке предприятие уведомил региональный оператор – ООО «Автоспецтранс». 

Те, кто следит за «мусорным скандалом» вокруг карельского регионального оператора, заметил, что сортавальское предприятие стало одним из главных «раздражающих факторов» для ООО «Автоспецтранс». В арбитражных судах находятся сразу несколько исков от ООО «Спецтранс». Сортавальское предприятие пытается оспорить конкурс по выбору регионального оператора, обжаловать результаты торгов по отчуждению 51,06% в уставной доле ООО «Автоспецтранс», получить с ООО «Автоспецтранс» за фактически выполненные работы по одному иску 57 миллионов рублей, по другому – 71 миллион рублей.

Нам удалось встретиться с генеральным директором ООО «Спецтранс» Андреем Чайковым, чтобы узнать, почему региональный оператор решил отказаться от услуг сортавальского подрядчика.

- Андрей Борисович, насколько неожиданным было для вас уведомление о расторжении договора с ООО «Автоспецтранс»?

- Последние восемь месяцев мы регулярно шлем региональному оператору уведомления о возможном срыве транспортировки отходов по вине ООО «Автоспецтранс». Причина банальная: нашему предприятию вовремя не оплачивают выполненные работы. У нас в договоре четко прописано, какие объемы мусора мы должны вывезти и по какой цене.

По договору мы должны ежемесячно вывозить чуть более 7 тысяч кубов, а реально вывозим до 20 тысяч кубов. Но даже работы по вывозу 7 тысяч кубов нам оплачивают после длительных выяснений отношений, спустя несколько месяцев.

За август нам недоплатили 1,6 миллиона рублей. Мы получили чуть более 1 миллиона рублей. За сентябрь и октябрь мы вообще ничего не получили. Арифметика очень простая: если бы нам платили за фактически вывезенные объемы, то ООО «Спецтранс» получало бы порядка 6 миллионов рублей в месяц. По договору мы можем получить максимум 2,7 миллиона рублей. Но и этот мизер нам задерживают месяцами. Очевидно, что подобная ситуация - за гранью выживания.

 

В поселке Вяртсиля мы наняли в качестве субподрядчика муниципальное предприятие. Оно проработало 11 месяцев и подало иск в суд, чтобы мы оплатили фактически выполненные работы. Тарифы и объемы, установленные регоператором, муниципальное предприятие не устроили. И что вы думаете? Муниципальный субподрядчик выиграл суд и получил дополнительно 2 миллиона рублей. И это только по одному поселку за неполный год работы. Для сравнения, за аналогичный период регоператор нам должен за фактически выполненные работы более 65 миллионов рублей.       

Мы неоднократно предупреждали, что с такой дисциплиной оплаты работ мы долго не протянем. Последний раз мы сообщили, что 26 октября у нас будет срыв, так как просто не на что купить топливо. Регоператор воспользовался тем, что мы сообщили конкретную дату, чтобы разорвать договор.

- В письме регоператор ссылается на нарушения, допущенные вашим предприятием.

- Представьте себе контейнерную площадку, бачок и мусор вокруг него. Регоператор требует, чтобы мы выбирали крупногабаритный мусор и вывозили его. Но на площадке все вперемешку, и ветки, и покрышки, и выброшенная мебель, и телевизоры с холодильниками. Мы не имеем права на контейнерной площадке что-то выбирать, это уже сортировка отходов. Вот так появляются нарушения, и что с этим делать, я не знаю.

 

- С 9 ноября ваше предприятие прекращает работу. Кто будет вывозить отходы в Сортавальском районе?

- «Автоспецтранс» приобрел 15 мусоровозов, пять из которых уже доставлены в Карелию. Я думаю, что эти пять мусоровозов будут направлены в Сортавальский район. Его будет обслуживать региональный оператор собственными силами. Все просто: сначала наше предприятие задушили хроническими неплатежами, а теперь приступают к захвату рынка. Но мусорного апокалипсиса на этот раз, я думаю, не будет.

На очереди другие карельские предприятия. ООО «Спецтранс» – только первая ласточка. Так как мы активно сопротивляемся, пытаемся оспорить сомнительный конкурс по выбору регоператора, добиваемся справедливой оплаты работ, то нас нужно было добить первыми.  

- Что заставило вас заключить столь кабальный договор с регоператором?

- Директора ООО «Автоспецтранс», которые, как вы знаете, часто меняются, обещали пересмотреть условия договора, сделать их более приемлемыми, помочь с мусоровозами, с контейнерами, выделить средства на завершение строительства мусороперерабатывающего комплекса. Нас обманули. В 2019 году мы даже не стали участвовать в конкурсе. Каждый месяц с нами подписывали допсоглашение, кстати, на более выгодных для нас условиях. Нам увеличили цену за кубометр отходов с 298 до 420 рублей.

 

Потом все же состоялся конкурс, и на наше место пришла другая компания. Она загадила весь Сортавальский район. Тысячами посыпались жалобы от граждан. После этого вновь провели конкурс, и наше предприятие вернулось к работе. Но история повторилась. Нам опять пообещали актуализировать информацию, после чего изменить условия договора. И снова обвели вокруг пальца. Дело в том, что регоператору невыгодно что-то менять. Он собирает на территории намного больше, чем платит за работу подрядной организации.

У регоператора резервы по так называемым сомнительным долгам составляют более 1 миллиарда рублей.  

До появления регионального оператора мы планировали свою жизнь на долгие годы вперед. Мы вывозили мусор не только на территории Сортавальского района, но и оказывали качественные услуги в Лахденпохском, в Питкярантском районах. Нас туда приглашали, нашей работой были довольны. Мы выиграли на аукционе право аренды участка под строительство мусороперерабатывающего комплекса на 10 лет, получили лицензию на обработку отходов. Мы готовились к участию в конкурсе на право стать регоператором. В итоге кто-то изменил условия конкурса, и там появилось невыполнимое требование о наличии 10-летнего государственного контракта. О том, как «Автоспецтранс» выиграл конкурс и какой государственный контракт представил, журналисты подробно рассказали. В итоге мы даже на конкурс не смогли заявиться.

Мы планировали развиваться, создавать рабочие места, конечно, мы думали, что сможем на этом заработать. Заходя в мусорный бизнес, мы думали, что это стабильно и надолго. Но нас уничтожили, фактически отобрав бизнес.

- Какое будущее ждет мусоросортировочный комплекс?

- Сложно сказать. Мы его оформили в собственность как объект незавершенного строительства. Его готовность составляет 80 процентов. Нам нужно было 65 миллионов, чтобы ввести его в эксплуатацию. Пока будем его охранять и платить арендную плату. Нас региональный оператор довел до обнищания. Этот мусороперерабатывающий комплекс находится в территориальной схеме размещения отходов Республики Карелия и в федеральной территориальной схеме.

- С вашей точки зрения, региональный оператор продолжит «поглощение» других районов Карелии?

- Думаю, да. Собственно говоря, бывший директор «Автоспецтранса» господин Мошников публично говорил, что регоператор хотел бы взять на обслуживание Приладожье. Закон позволяет региональному оператору обслуживать до 50 процентов местного рынка.

 

Но вот что обидно. Ладно бы в Карелию пришел крупный надежный инвестор, который имеет серьезные финансовые ресурсы, чтобы наладить цивилизованный бизнес по вывозу, сортировке и утилизации отходов. Но ведь это, уверен я, не про Карелию. Что представляет собой разрекламированный правительством крупный инвестор ООО «МЦЕ Инвест Рус», который получил контроль над мусорным рынком республики? Только один пример. В октябре 2021 года Арбитражный суд Москвы принял к производству исковое заявление от ООО «Фирма Спецмеханизация».

Истец пытается взыскать с ООО «МЦЕ Инвест Рус» 5 миллионов рублей, которые наш крупный инвестор взял в долг по договору процентного займа. Вы можете представить масштаб трагедии? Наш расчудесный инвестор занимает под проценты в мае 2021 года 5 миллионов рублей и до сих пор не может расплатиться ни по процентам, ни по самому долгу.

Я не буду фантазировать, зачем, для кого и для каких целей был взят заем незадолго до выборов.

Как мне кажется, финансовое будущее регионального оператора весьма шатко, если ООО «МЦЕ Инвест Рус» вынуждено брать под проценты заем в сумме 5 миллионов рублей. Нам представляют эту компанию как инвестора, способного профинансировать проект в 1,5 миллиарда рублей. А компания вынуждена занимать 5 миллионов. Подобные кредиты берут граждане, чтобы приобрести себе квартиру. Но когда речь идет о региональном операторе, все это выглядит, мягко говоря, подозрительно.   

Я убежден, что если ничего не изменится, то в большинстве районов не останется карельских предприятий, занимающихся сбором и транспортировкой отходов. Мы – только первая жертва.