01 декабря 2019, 10:17

Нам любые дороги дороги? Читатели сделали свой выбор 

Выясняем, в каком городском пространстве мы бы хотели жить

Еще несколько десятилетий назад вопросы экологии в России волновали прежде всего ученых и специалистов, профессионально связанных с этой сферой. Сейчас картина кардинально изменилась. Ничто так не заводит граждан, как зловонные свалки, вырубки деревьев, уничтожение парков и скверов, бездумные застройки городского пространства безликими многоэтажками. 

Не удивительно, что обсуждение проекта строительства в Петрозаводске в районе Университетского городка четырехполосной трассы, которая должна пройти под окнами коттеджей и двухэтажных домов, вызвала бурный общественный интерес. Администрация Петрозаводска настаивает на необходимости разгрузить транспортные потоки в микрорайоне Древлянка, продлив улицу Попова до улицы Роберта Рождественского. Четырехполосная трасса должна пройти именно там, где граждане сознательно спрятались от суеты и шума многотысячного города. 

Но главная проблема все же в другом. Новая трасса должна пройти аккурат по благоустроенной лесопарковой зоне, где любят прогуливаться пенсионеры, молодые мамы с колясками и просто горожане, живущие неподалеку. В обустройство зоны отдыха были вложены средства городского бюджета. Теперь выясняется, что благоустраивали напрасно. Скоро здесь должна появится тяжелая техника, которая не оставит камня на камне от былого благополучия. 

С другой стороны, заманчиво выглядит и перспектива напрямую связать короткой дорогой Древлянку и Университетский городок. На улице Попова в перспективе должен появиться новый детский сад, а в районе Университетского городка, где активно продолжается малоэтажная застройки, планируется построить легкоатлетический центр. На это напирают в городской администрации, ссылаясь к тому же на Генеральный план Петрозаводска, который предусматривал здесь строительство дороги.

Часть граждан, проживающих в малоэтажных домах рядом с будущей дорогой, в принципе не против строительства, но полагают, что в данном районе нет нужды забабахивать четыре полосы, а вполне можно обойтись двумя. При двухполосном исполнении проекта возможно сохранить деревья, которые с одной стороны дороги сохранились от бывшего леса, а с другой — были заботливо высажены новоселами. 

Мы провели среди наших читателей опрос, предложив выбрать один из вариантов — парк, двухполосную дорогу или четыре полосы.

По данным на конец ноября, в опросе приняло участие 1731 человек. Безразличных оказалось мало — всего 2%. За дорогу в четырехполосном исполнении проголосовало 13%. Дорога в две полосы собрала 23% голосов. Парк стал безусловным лидером. За его сохранение проголосовали 63% респондентов.       

Несмотря на то, что пробки в Петрозаводске стали раздражающим фактором для большинства автомобилистов, горожане не готовы менять парковую зону на новую дорогу. Во всяком случае, судя по нашему опросу. И уж если выбирать между четырехполосной и двухполосной дорогой, то почти в два раза больше голосов отдано за две полосы. Получается, что администрация города настаивает на самом непопулярном решении.

Вспоминая популярную песню из мультфильма «Бременские музыканты», получается, что нам дороги совсем не любые дороги. Тем более, что на этот непопулярный проект планируется истратить порядка 120 миллионов рублей. 

Показательно, что петрозаводская администрация дважды проводила по этому поводу общественные слушания. Первый раз проект дороги в четыре полосы фактически провалился. По формальным обстоятельствам общественные слушания отменили и провели новые, более «подготовленные». И все равно противников проекта оказалось больше. 

Конечно, мнение участников общественных слушаний ничего не решает, а носит лишь рекомендательный характер. Слушания в нашей стране давно приобрели бутафорский характер, создавая видимость, что чиновников интересует мнение граждан.

Собственно говоря, в России нет исторической традиции учитывать мнение граждан. Было бы наивным считать, что общественные слушания с необязательным к исполнению результатом могут кардинально переломить ситуацию. С моей точки зрения, эта одна из главных проблем власти, которая часто идет напролом даже там, где возможно найти компромисс.     

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.