Кто примеряет губернаторский мундир
Автор: Анатолий Цыганков
Толчея при входе
Кандидатов на пост главы Карелии могут выдвинуть только политические партии. Республиканское законодательство не предусматривает самовыдвижения кандидатов в губернаторы. Потому справедливо говорить об активности партий в избирательный период. Те из них, которые хотят обозначить своё присутствие на политическом поле Карелии, те выдвигают кандидатов на должность главы республики. В Карелии к сегодняшнему дню десять партий уже заявились со своими кандидатами на губернаторские выборы и нет сомнения, что в ближайшие пару недель, до 2 июля ещё имеется время (в этот день завершится процедура выдвижения), к ним присоединятся ещё как минимум три парламентские партии (КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия-за правду»). То есть в итоге на старт кампании выйдут тринадцать партий. Это много.
Сам факт заявки на участие в губернаторских выборах свидетельствует о том, что многопартийная система в республике сложилась. Безусловно, говорить о каком-то политическом влиянии партий в Карелии по причине выдвижения ими кандидатов было бы наивно, но таким образом они всё же напомнили о своём существовании, заодно исполнив норму закона об обязательности участия партий в выборах. Надо знать, что если партия многолетне уклоняется от участия в избирательных кампаниях, то на законных основаниях может лишиться регистрации, то есть её ликвидируют по инициативе Минюста России. Так что не стоит иронично относиться к многопартийной очереди выстроившейся за губернаторской должностью. Участие партий-невидимок в выборах не такое уж и бессмысленное, как может показаться. Ведь вполне возможно, что их задача вовсе не победа на губернаторских выборах, а юридическое выживание. Хотя понятно, отнюдь не все тринадцать партий смогут зарегистрировать своих кандидатов, пробившись на выборы, потому как не все из них преодолеют муниципальный фильтр
Муниципальный барьер
Чтобы партии зарегистрировать своего кандидата в губернаторы, ей требуется заручиться поддержкой представителей местной власти. В законе прописано, что выдвинутый партией кандидат обязан собрать не менее семи процентов подписей депутатов и глав поселений. В абсолютных цифрах это будет примерно 84-88 подписей. Вроде бы немного. Но надо знать, что корпус представителей местной власти не резиновый и на всех выдвинутых кандидатов подписей точно не хватит.
Всего может быть распределено 1517 подписей (столько в республике глав и депутатов поселений). Если абстрагироваться от политических реалий, то по идее на всех кандидатов должно бы хватить подписей (гипотетически рассуждая, требуется на всех, если поровну поделить, 1144 подписи). Но так подписи не делятся. Суровая предвыборная реальность задаёт свой алгоритм действий.
Из тринадцати партий лишь две могут не беспокоиться относительно преодоления муниципального барьера. Это «Единая Россия» и «Справедливая Россия-за правду» (СРЗП). Из 1517 мандатов — о главах и депутатах речь – 1185 (78%) контролирует региональное отделение партии «Единая Россия». И 82 мандата (5,4%), принадлежат местным эсерам. Все остальные партии оказываются в зоне отчуждения и попасть на губернаторские выборы смогут при условии успешных переговоров с «единороссами». Есть возможность ещё обратиться за поддержкой к беспартийным депутатам поселений (137 мандатов условно свободны; «условно», потому что большинство из этих людей ориентируются на партию власти, то бишь «Единую Россию»). Одним словом, все партии вынуждены договариваться с «единороссами». Коммунистам не хватает для преодоления муниципального фильтра полсотни подписей (у них в активе 38 мандатов), КРО ЛДПР и того больше — 62 (26 партийных депутатов у них в советах поселений).
Нет сомнений, что партия власти не оставит коммунистов и жириновцев за бортом избирательной кампании, им обязательно протянут руку помощи и сделано это будет из рациональных соображений. Нельзя выходить на губернаторские выборы кандидату от «Единой России» Артуру Парфенчикову без конкурентов из парламентских партий. Отсутствие такой конкуренции дискредитирует выборы.
Ситуация эта вовсе не уникальная. Ровно тоже самое происходило и на предыдущих губернаторских выборах, когда партия власти помогала своим предвыборным конкурентам преодолевать муниципальный барьер. А удивительно даже не это, а то что за прошедшие с тех пор пять лет парламентские партии КПРФ и ЛДПР не увеличили своё представительство в органах местной власти. Произошло это по двум причинам: коммунисты уклонялись от участия в муниципальных выборах (это надо понимать так, что у них нет сторонников на местах), жириновцы выборы традиционно проигрывали (хотя по числу зарегистрированных кандидатов обычно шли за «единороссами»). Только эсеры бились все прошедшие пять лет за попадание в органы местной власти и потому муниципальный фильтр не грозит им обрушением их избирательной кампании.
Кто попадает на выборы
Исходя из опыта предыдущих губернаторских избирательных кампаний, можно допустить, что не менее 6 — 8 кандидатов смогут пройти процедуру регистрации и включиться в борьбу за губернаторскую должность. Четыре участника уже известны (пусть пока не все по фамилиям, но по партийным знакам точно). Плюс ним добавятся, как мне представляется, кандидаты от партий, имеющих свои фракции в Законодательном собрании Карелии, имею в виду Партию пенсионеров и «Новые люди». Не исключено что и ещё кото-то «единороссы» впустят на выборы, преследуя свои технологические задачи. С формальной точки зрения губернаторские выборы в Карелии будут конкурентными, хотя заранее не сложно угадать, кто окажется победителем в этой гонке.
Можно даже примерно высчитать с каким процентным результатом действующий губернатор Парфенчиков придёт к финишу. В прошлом избирательном цикле, в 2017 году, за него проголосовали более 61% избирателей. И тогда за его спиной не было экономических и социальных достижений, что теперь имеются в его предвыборном (агитационном) активе. Как и геополитическая ситуация сейчас такова, что требует консолидации общества, а не межпартийной схватки амбиций (избиратели чувствительны к этому). Это означает, что и уровень электоральной поддержки у кандидата Парфенчикова будет выше, чем то было пять лет назад. Тогда три его соперника в сумме набрали меньше голосов (56 022), чем он один (95 822). С тех пор электоральные позиции его укрепились. Чего не скажешь о его ожидаемых конкурентах.
Есть возможность посмотреть на динамику голосования в Карелии за КПРФ и за первого секретаря Карельского рескома КПРФ Е. Ульянова (ожидаемого кандидата в губернаторы). Возьмём данные самых последних выборов 2021 года — думских и региональных парламентских (в Заксобрание). Кандидат в думцы Ульянов потащил компартию вниз. Если за партсписок КПРФ в Карелии на выборах в ГД РФ проголосовали 16% избирателей, то за кандидата Ульянова лишь 13%. Он отнимал голоса у компартии.
Кстати, похожая картина наблюдалась и у местных жириновцев. Кандидат А. Паккуев набрал на думских выборах чуть более 5% голосов избирателей республики, тогда как за список ЛДПР проголосовали почти 10% (в два раза хуже голосовали за регионального руководителя). Ожидать, что в сентябре Ульянов с Паккуевым покажут более высокие результаты не приходится, скорее наоборот (особенно это относится к кандидату от ЛДПР, без Жириновского партия повалится).
Сложнее оценивать кандидата в губернаторы от партии «Справедливая Россия-за правду» А. Рогалевича. Оговорюсь, нельзя утверждать, что именно его эсеры заявят на губернаторские выборы, но он считается наиболее вероятным их кандидатом. Хотя прошлогодние парламентские выборы в Карелии Рогалевич проиграл, правда, избравшись в Петрозаводский горсовет. Но если сравнивать кандидатов-эсеров на выборах в Законодательное собрание в 2021 г., то Рогалевич уступает по результатам голосования своему однопартийцу А. Федичеву, выигравшему в Приладожском одномандатном избирательном округе, став депутатом Заксобрания.
За Федичева в его округе проголосовали почти 40% избирателей, тогда как за Рогалевича в Петрозаводске — всего 25%. Кто из двоих предпочтительнее, то решат делегаты партконференции «Справедливой России-за правду».
Главная интрига начавшейся избирательной кампании, какие партии сумеют протащить своих кандидатов через порог муниципального фильтра.