16 октября 2013, 11:16

С Новым годом, культура!

С Новым годом, культура!
логотип сайта

Даже бюрократическое начинание, названное «Годом культуры», не может не вызвать радости. Поддержать культуру – дело святое. Конечно, странно, почему только один год? Но ладно, если это такой длинный государственный «субботник», в течение которого, наконец, вспомнят о тех, кому давно задолжали и кого по заскорузлой традиции содержали «по остаточному принципу» — то все равно, пусть.

Инициатором выступила Председатель Совфеда, и, кажется, изобретатель слова «сосуля», Валентина Матвиенко. Впрочем, слова она, может быть, и не придумывала. Но это – неважно. «В последние десятилетия мы переживаем прямую интервенцию совершенно чуждых для нашей самобытности и культуры веяний и течений», — отметила Валентина Матвиенко. «Стало модным изобретать противопоставления, противоречия внутри нашей единой культуры», — обратила внимание спикер СФ. «Проблема отцов и детей существовала во все времена, но прежде она решалась на наших многовековых базовых ценностях, общей культурной основе».

Я бы отметил, что именно за многовековым отсутствием постоянных базовых ценностей у нас проблема отцов и детей так обострялась. Чему пример эволюционное превращение недавней комсомолки Вали в члена «Единой России» и друга художников группы «Митьки». Правда после этого почти сразу вышла едкая книга одного из лидеров этой группы «Конец Митьков». Но это нисколько не опровергает слова бывшего товарища, а ныне госпожи Матвиенко о сложности проблемы отцов и детей. Непонятно только, что имеется в виду под словом «интервенция». Интервенция – это что-то извне, попытка завоевать, захватить. Но все пошлые эстрадники в телевизоре – отечественного производства. Самая гадкая попса в мире – увы, наша. И кино про поручика Ржевского против Наполеона основано на нашем, отечественном материале. Увы… Но Председатель Совета Федерации имеет массу других обязанностей и не может на все разорваться.

Вероятно, яснее выразится «профильный министр», Владимир Мединский. Это, кстати, ему мы обязаны возвращением в Карелию опозорившегося на губернаторском посту чиновника в качестве директора «Кижей». Министр любит поговорить о современном искусстве. «Я бы обратил внимание на то, что современное искусство — это все, что делается сегодня». Где-то я уже что-то подобное слышал или читал… А, вот. «Я думаю, мы все можем согласиться — прошедшее уже прошло». Джордж Буш-младший, бывший президент США. Нет, ну это совсем не то, вот ведь, провокация памяти…

На днях министр культуры дал интервью главному редактору газеты с названием тоже «Культура» Елене Ямпольской. Вперед за разъяснениями! Сказал ведь незадолго до этого интервью министр культуры, что не хотелось бы называть современным искусством только то, что непонятно большинству людей. Не могу не согласиться. В искусстве не все сразу понятно.

Вот и министру непонятно, когда искусство анализирует своим языком и своими средствами, например, историю. «Все эти «историки и публицисты» с разных позиций бьют в одну точку: доказать агрессивную сущность предвоенных намерений Советского Союза, который заключил союз с Германией против Европы. Якобы лишь в последнюю секунду черная кошка между ними пробежала, и союзники схлестнулись — случайно. Из этого проистекает следующее: Сталин равен Гитлеру, Советский Союз — фашистской Германии, ВКП(б) равна НСДАП, а война была между двумя одинаково отвратительными режимами. Если принимать эту логику, то СССР выглядит примерно как Румыния. Государство начало войну в 1939-м на одной стороне, закончило — на другой». Тут и у историков расходятся мнения. А в Польше целый народ помнит, как в сентябре 39-го СССР ударил поляков в спину после нападения Гитлера, и у финнов много вопросов по «Зимней войне». И у дипломатов — по секретным протоколам к переговорам Риббентропа со Сталиным. Но есть и такая точка зрения. Может быть, министр хочет на каком-то основании посчитать все вопросы – сложнейшие вопросы Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны — раз и навсегда решенными? Смелый человек. Непонятно только, причем тут Румыния. Какое-то «современное искусство»… Или точек зрения опять только две – правильная и неправильная?

А, вот образец министерской критики. Кинокритики. «Вот, Алексей Пивоваров снял «Ржев». Вообще-то Леша талантливый парень, но этот фильм — конкретно вредительский. Человек, его посмотревший, понимает, что Жуков — абсолютная бездарь. Который просыпался каждое утро с единственной мыслью: как бы пару сотен тысяч русских мужиков положить, чтобы усатому приятное сделать. Доложить ему: «Полмиллиона грохнул!» А Иосиф Виссарионович: «Молодец, Жора, продолжай в том же духе!» Уверен, Пивоваров мыслит сложнее, но фильм получился именно такой». Министр в своей отраслевой газете называет режиссеров на «ты» (хотя кому неприятно похвастаться, что знаком с кинорежиссерами). Но то, что дальше министр излагает суть фильма, как он его сам понял – скорее хрущевский стиль. Не говоря о тоне и сути. Не прозвучало только слово «п…сы». А вот еще о кино: «К сожалению, «Штрафбат» еще и талантливое кино. В этом и ужас — таланту верят на слово. Другое дело всякие «Служу Советскому Союзу» — апофеоз бездарности. Ни одного положительного героя, носящего форму советского солдата или офицера. Положительные — исключительно зэки. А все, кто с погонами, — уроды, убийцы и дегенераты. Такое кино может сделать только человек, у которого ни ума, ни чести, ни совести». Писал я тут о троллях в сети – они в комментах вели себя гораздо скромнее и вежливее. Ну, впрочем – они ведь не министры культуры.

Но о стиле живее говорит этот фрагмент: «Знаете, в «Единой России» я считался главным либералом, а теперь как министр культуры считаюсь чуть ли не главным на всю страну консерватором. Но к деятелям культуры я отношусь не в зависимости от их политических воззрений, а в зависимости от их таланта. Поэтому для меня не «западло» приехать на день рождения Улицкой и сказать, что Акунин мой любимый писатель-беллетрист». Ну, для доктора исторических наук, профессора МГИМО и министра культуры России действительно «не западло».

Редактор «Культуры» тоже на высоте. «Интеллигенция гадит безвозмездно», «Одна из многочисленных предъяв к новой политике Минкультуры». Интервью авторитета стенгазете ИТУ…

И немного политической и философской теории от нашего министра культуры. «У государства должен быть набор идей, которые оно пытается продвигать». И строчкой ниже: «Я не могу точно определить собственные идеологические и политические убеждения». А еще строчкой ниже: «По политическим взглядам я — русский». Но русскими были и Ежов, и генерал Власов, и Малюта Скуратов. У них что, были одинаковые политические взгляды? С нашим министром? Словом, министр так и не объяснил толком, кто он сам таков. Но чего ждать от Года культуры – объяснил, кажется:

«Я встречался с несколькими авторами. Пожалуйста, пишите сценарии, участвуйте в конкурсе. Когда я вышел из кинозала после премьеры «Легенды №17», сразу позвонил Верещагину: «Леонид Эмильевич, вы сделали такой хороший фильм о хоккеисте Харламове, не хотите ли сделать хороший фильм о футболисте Яшине?» На что он, в духе известного анекдота, ответил: «Вдохновения нет». — «А вы поищите!»

«Нет никакой коллекции Пушкинского музея и нет никакой коллекции Эрмитажа. Все экспонаты принадлежат государству, которое называется Российская Федерация. Поэтому ссылки на незыблемость музейного фонда, с одной стороны, а с другой, — на исторические права того или иного музея, являются абсурдом. Государство должно исходить из своих соображений».

«Только сейчас мы, действительно, в реальности переходим к понятию госзадания. В кино уже перешли, дайте время — до всех доберемся».

В общем, дорогие деятели культуры, с Новым годом… Правда, говорят, что в Год культуры в России планируется улучшение материально-технической базы культурных объектов в регионах, повышение зарплат деятелям культуры, улучшение их жилищно-бытовых условий. Ура! И я хочу быть в восторге. Но как-то не получается.

Но есть ведь, наконец, инстанция и повыше!

Пункт третий президентского Указа от 22 апреля сего года гласит: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года культуры». Ключевое слово здесь – «рекомендовать». Уж кто-кто, а президент знает, сколько в регионах денег. И поэтому не случайно сперва на телеканале «Сампо» в Карелии закрыли именно программу «Культурная жизнь» — ну не вписалась в бюджет. Но приказ рекомендовать, совсем не то же самое что рекомендация приказать. Президент не будет сердиться. Какая культурная жизнь, и что это вообще за жизнь, когда у них там даже троллейбусы не ходят…