19 августа 2011, 12:16

За услуги ЖКХ горожане платят с боем

В Комплексном расчетном центре на Варламова, 9 - огромные очереди. Их создают люди, не желающие вносить комиссионые сборы при оплате услуг ЖКХ. Городская власть, зная об этом, не предпринимает никаких мер, чтобы облегчить жизнь людям, хотя в других

На прошлой неделе нам позвонила петрозаводчанка Надежда Васильева и попросила нас приехать в здание Комплексного расчетного центра на Варламова, 9.

— Я второй день не могу заплатить за услуги ЖКХ без комиссионного сбора. Сюда приходит столько людей, что единственная касса не может всех принять до конца рабочего дня, а закрывается она в пять.

Стоять нужно два дня

Едем в расчетный центр. Сразу оговоримся, что попали мы туда после 10 августа. Большинство горожан стараются оплатить услуги ЖКХ до этой даты, так как боятся, что им насчитают пени за просрочку платежей. Но и после 10-го очередь в кассы была немаленькой.

— Я тоже приезжаю уже второй день. Вчера и до обеда была, и после, но в кассу так и не достоялась, — подтверждает слова позвонившей нам горожанки женщина, стоящая в очереди.

— Вначале, когда объявляли о введении комиссионного сбора, нам говорили, что он будет составлять небольшую сумму в 25-30 рублей. Но с меня, например, берут 100 рублей, а это уже ощутимые деньги. Даже если я потрачу на проезд сюда тридцать рублей, все равно экономия, — говорит другая женщина.

— А я иду с Кукковки пешком. Не могу позволить себе даже тридцатирублевой траты. Пенсии на все не хватает, — включается в разговор еще одна горожанка.

Но, кроме не желающих платить комиссионный сбор, увеличивает очередь еще одна категория людей. Раньше во всех сберкассах можно было заплатить любою сумму, невзирая на ту, что указана в квитанции. Этим пользовались многие, задолжавшие коммунальщикам крупные суммы. Но сегодня в результате очередного нововведения платить по частям уже нельзя. Нужно строго оплачивать ту сумму, что отражена в «квитках». Плату по частям принимают, опять же, только в расчетном центре.

— Я сдаю квартиру, а сам проживаю в Финляндии. Приехал и узнал, что мой квартиросъемщик сбежал и оставил долгов на 12 тысяч. Такую сумму я заплатить сразу не могу. Вот и приходится стоять здесь в очереди, — рассказал нам свою печальную историю человек, назвавшийся Николаем.

Полумеры

Напомним историю вопроса. Еще в июне руководитель комплексного расчетного центра Вадим Саблин собрал пресс- конференцию, где объявил о том, что начиная со следующего месяца людям придется платить отдельно комиссионные сборы. Прежде они тоже существовали, но были заложены в коммунальные тарифы, поэтому люди их как бы не замечали. Вывести «комиссию» из тарифов потребовала федеральная антимонопольная служба России. Судя по этой пресс-конференции, коммунальщики предвидели, что это нововведение им еще аукнется. И правда, в начале июля на мэрию обрушился шквал звонков с жалобами горожан на то, что плату за ЖКХ в городе принимают в одном- единственном месте. Мэр Николай Левин потребовал принять срочные меры, чтобы ликвидировать возникшую в связи с этим социальную напряженность.

Уже через неделю мэрия отрапортовала, что меры приняты. Начиная с сентября (а не с августа), в расчетном центре собрались открыть еще одну кассу, а у уже имеющейся увеличить режим работы. А другие способы решения проблемы, как было сказано в пресс-релизе городской администрации, и вовсе пока только «изучаются». Имеется в виду открытие дополнительных пунктов приема платежей в местах значительного скопления людей (в тех же супермаркетах, например) или возможность оплаты услуг ЖКХ без комиссии через сотовых операторов.

Кассы в каждом районе — нереально?

Горожане же считают, что единственным реальным выходом из сложившейся ситуации может стать создание касс прямого приема платежей в каждом районе города. Еще в июле мы позвонили в расчетный центр и попытались узнать, в чем может быть затруднение с созданием таких касс. Один из руководителей центра (в неофициальной, правда, беседе) сказал о том, что для них это нереально. Даже если мэрия соберется и выделит помещения под кассы (а это тоже процесс долгий и сложный), то оборудовать их соответствующим образом, нанять дополнительный персонал для центра слишком затратно. Есть другой радикальный способ — если бы комиссионный сбор включили в тариф за обслуживание дома управляющие компании. Они сами занимаются сбором этого тарифа, вот и собирали бы заодно комиссионные сборы. Но управляющие компании отказываются это делать. Для них это слишком хлопотно. И процедура сложна: надо, чтобы сами собственники приняли такое решение на общем собрании, а попробуй собери людей, особенно в период от- пусков.

Однако, как нам удалось узнать, в Мурманске проблема была решена именно таким образом и социальная напряженность была снята.

— Вы знаете, этот вопрос у нас остро не стоит и не стоял, — рассказывает обозреватель газеты «Мурманский вестник» Оксана ДУЛЬШЕНКОВСКАЯ. — Есть способы избежать комиссии, кто-то ее берет, кто-то нет. Дело в том, что в Мурманске есть много способов оплаты жилищно-коммунальных услуг: через почту, разные банки, терминалы. Что важно, управляющие компании с поставщиком этих услуг часто самостоятельно заключают договоры и включают комиссию в тариф. Кроме того, управляющие компании Мурманска создают свои расчетные центры, поэтому потребитель может оплатить счета непосредственно там.

Отсюда делаем вывод о том, что местные власти поработали с управляющими компаниями, убедили их, что надо заняться сбором платежей. Причем сделали это заранее, чтобы не доводить до очередей. А у нас — ничего подобного. Раструбили о принятых полумерах «на миллион», а на самом деле собираются сработать «на копейку», да и то лишь в сентябре.

Кстати, возникает еще один интересный вопрос. Наши чиновники любят ездить в другие регионы изучать положительный опыт? Опыта, оказывается никакого, а расходы на командировки немалые. Не легче ли просто снять телефонную трубку и позвонить в тот же Мурманск, как это сделали мы?..