Национальные особенности аренды автомобиля
Кто бы спорил: путешествовать лучше на автомобиле, не подстраиваясь под расписание автобусов, электричек, самостоятельно прокладывая маршруты в дали, манящие именно тебя, а не выбранные кем-то, исходя из соображений целесообразности и пассажиропотока. Так случилось, что за три недели отпуска мы трижды арендовали автомобиль — два раза во Франции и напоследок в Сибири. Судя по личному опыту, существует немало нюансов, о которых мы даже не подозревали.
Выбирайте права
Пару лет назад мы брали в аренду крохотный Smart на греческом острове Санторини. Тогда все было предельно просто. Сотрудник фирмы забрал у мужа права (в качестве залога), выдал взамен какую-то бумажку, взял 35 евро (стоимость автомобиля за сутки) и пожелал удачи. У нас не было не то что навигатора, а даже нормальной карты автодорог. Остров оказался небольшой, практически с одной главной дорогой по берегу моря.
По карте-схеме мы объехали за день Санторини, побывали в двух главных городах острова и в ночи вернулись домой, прицепившись к автобусу со знакомым номером, который заезжал в нашу деревушку. На следующее утро взамен автомобиля, на который никто даже не взглянул, сотрудник компании вытряхнул на стол из старой картонной коробки гору разных автомобильных прав и предложил поискать свои. Порывшись среди разноцветных корочек разных форм и цветов, мы с трудом обнаружили свои документы. На этой радостной ноте распрощались с греком и дальше отдыхали, пользуясь общественным транспортом.
Безналом по Провансу
Во Франции до некоторых красивых деревень быстро на автобусе просто не добраться, а ездить на такси или заказывать индивидуальные экскурсии оказалось весьма накладно. И тогда мы решили арендовать автомобиль. И тут начались открытия.
Во-первых, выяснилось, что за наличные арендовать автомобиль — нереально. Везде требовали кредитную карту, причем она должна принадлежать именно водителю, на которого оформлялась аренда. Во-вторых, при аренде автомобиля с карточки сразу же списывалась не только плата за аренду, но и так называемый депозит, составляющий от 50 до 75% арендной платы. Другими словами, на карточке нужно было иметь кругленькую сумму.
В Авиньоне в фирме Avis мы арендовали на три дня Renault Clio. С карточки сразу же «улетело» 360 евро. Нам объяснили, что по возвращении депозит вернут, если с машиной не случится неприятностей.
Автомобиль оказался дизельным, суперэкономичным, автоматически отключающимся во время вынужденного «простоя» перед светофорами. Как мы поняли, в день аренда стоила чуть больше 60 евро. В итоге вместе со страховкой, налогами за три дня с нас сняли, судя по чеку, 208 евро. Оставшиеся 152 евро должны были вернуться на карточку. Сотрудник Avis клялся, что деньги они разблокируют в течение суток. Уже на родине бывалые туристы рассказали, что обычно российские банки возвращают депозит в течение месяца.
Перебравшись на Лазурный берег и немного погоревав над замороженной на счете суммой, мы решили продолжить эксперимент с другой известной компанией по аренде автомобилей - Hertz. Уж очень хотелось увидеть знаменитое Вердонское ущелье. Можно было, конечно, заказать индивидуальную экскурсию. Но за 8 часов путешествия с нас запросили 560 евро. Второй наш «француз» - Peugeot 308 тоже употреблял дизель, «глох» перед красным светом светофора, но отличался отвратительным навигатором. Сотрудница компании Hertz — раздражительная француженка средних лет - попыталась настроить навигатор, однако, столкнувшись с непреодолимыми препятствиями, заявила, что это не входит в ее обязанности, и «бросила нас на камни».
С трудом мы все же совладали со встроенной техникой, но несколько раз проложенный маршрут угадывался чисто интуитивно. А интуиция, как известно, порой подводит. Возвращались с Вердонского ущелья окольными путями, на 20 километров превысив отведенный суточный лимит в 250 километров. За каждый лишний километр Hertz дополнительно берет 0,44 евро.
Но главная «засада» случилась в Марселе, из которого мы вырывались добрых минут сорок. Причем нарвались на платную дорогу, которые во Франции встречаются довольно часто. Кстати, в Марселе мы оказались только потому, что решили на обратном пути проехать по бесплатной дороге.
В общем, счастье насладиться горными пейзажами с учетом аренды и депозита вылилось блокировкой 270 евро. Вместе с дополнительными километрами сутки аренды Peugeot нам обошлись в 86 евро, которые мы уговорили взять наличными. Но 270 евро так и остались заблокированными на счете. Итог неутешительный: за четыре дня путешествия на автомобиле владелец кредитной карты как минимум на месяц лишился возможности пользоваться сумой в 420 евро.
Проверка Сибирью
Сразу после Франции мы переместились в Сибирь, где был запланирован марш-бросок на Байкал. С фирмой Avis, расположенной прямо в аэропорту Иркутска, мы заранее договорились об аренде полноприводного автомобиля на три дня. В итоге нам достался Renault Duster, три дня аренды которого обошлись в 11 тысяч рублей плюс 9,5 тысячи рублей в качестве залога. На карточке водителя нужной суммы не оказалось, и представители компании готовы были взять наличные. Но после непродолжительных переговоров в ход пошла кредитка жены водителя.
Машина была застрахована, как говорится, по полной схеме, не было ограничений по километражу, так что мы ездили в окрестностях Байкала со спокойным сердцем. За несколько часов до истечения срока аренды мы сдали весьма замызганный за три дня автомобиль и спокойно пошли проверять качество местного пива. Молодой человек, принявший машину, осмотрел ее и сказал, что внешне все нормально, но окончательно он закроет договор после того, как автомобиль посетит мойку.
Телефонный звонок раздался, когда мы сытые и довольные выходили из пивного ресторана. Сотрудник компании Avis сообщил, что на переднем нижнем бампере обнаружена дырка. Теоретически машина была полностью застрахована, но без справки из ГИБДД, как выяснилось уже потом, страховка не действует. Вчитавшись в договор аренды, мы с удивлением обнаружили этот зловещий пункт.
Вызвать сотрудника полиции мы не могли, так как водитель уже отведал пива. Продлевать аренду было бессмысленно, так как рано утром мы улетали. В общем, нам «выкатили» счет в 16 тысяч рублей сверху, который пришлось оплатить. Удовольствие путешествия по Байкалу на автомобиле стоило 27 тысяч рублей.
Самое обидное, что в российском варианте даже полная страховка машины ничего не гарантирует, так как упирается в справку из ГИБДД. В этом случае всегда есть место подвигу. И, конечно, нельзя исключать, что клиентов могут классически обвести вокруг пальца. Ведь попробуй проверь, был ли бампер безупречен до того, как автомобиль попал к нам в руки.
Кстати
Самая низкая стоимость аренды в мире, по данным портала travelsupermarket.com, в Ирландии. Аренда автомобиля в Дублине обойдется путешественникам в 88,8 евро. Самые дорогие арендные машины в мире – в Грузии, где цена на семь дней аренды составляет 766 евро.