На что способны учителя Петрозаводска
Как бы не ругали нашу систему образования, она все еще остается одной из лучших в мире. Карельские учителя, без сомнения, тоже одни из лучших в мире. Ни один из них не испугался проверить себя на знание основного предмета. Мы выбрали четыре: историю, математику, русский и литературу и английский. Пять вопросов, легких, не очень легких и шуточных. Читаем, как наши учителя справлялись. А заодно проверяем себя на знание основных школьных дисциплин.
ИСТОРИЯ
Учитель истории Державинского лицея Максим Иванов, он же учитель года-2014 Петрозаводска, на вопросы ответил легко и по-гусарки задорно.
Вопрос № 1. Взят фактически из ЕГЭ. Назовите в хронологическом порядке события: Битва на Куликовом поле. Бородинское сражение. Полтавская битва. Ледовое побоище.
-Так, на первом месте Ледовое побоище (1242 г.), потом - Битва на Куликовом поле (1380 г.), а затем Полтавская битва (1709 г.) и Бородинское сражение (1812 г.).
- Конечно же, Вы не могли ошибиться, так оно и есть.
- Ха-ха, спасибо, надеюсь, дальше меня не завалите.
Вопрос № 2. Кому посвятил эти строки поэт Фёдор Глинка, на три года сосланный в Петрозаводск за участие в декабристских организациях?
“Во времена царя Петра
Жил дивный муж в Кареле дикой -
__________________ (пропуск)
Муж свят и труженик великий.
Враг золота и серебра,
Кой-как маячась на день со дня,
Без дум, без завтра, без вчера,
Он знал одно - своё сегодня...
Старик везде, старик нигде,
Являлся в церкви и в суде,
Там - образец молитв усердных,
А там - делец, истец за бедных.
-Даже гадать не хочется, я не знаю, - признается учитель.
-Пропущена строка, содержащая: “Фаддей, раб Божий, друг добра”. Местночтимый святой Фаддей Петрозаводский был очень известен при жизни, по преданию он предсказал Петру I смерть.
- Вот как, интересно. Видите ли, я далек от церкви, и эта история прошла мимо меня. Буду теперь знать.
Вопрос №2. Также связан с Петрозаводском.
- Да что ж такое-то!
-Сегодня город Луганск привлек внимание всего мира, объявив себя независимым от Украины. Основание Луганска приписывают деятелю, связанному с Петрозаводском. С кем?
- С деятелем? Государственным?
- И промышленным тоже.
- Я, опять же, не знаю, но могу предположить. Если это связанно с заводом, то деятелем может быть Петр Великий или Александр I. Также это может быть Екатерина II, потому что она пригласила на завод Карла Гаскойна.
-И Вы оказались близки к правильному ответу! Приглашенный императрицей шотландец Карл Гаскойн глобально перестроил Александровский завод в Петрозаводске. А в 1790 году Гаскойн поехал на Украину и одобрил строительство завода на реке Луганке, что стало поводом для основания там завода и впоследствии города.
-Я не безнадежен!
Вопрос № 4. “Усиление репрессий против борцов за гражданские права вызывают массовый протест в США. Свыше 350 человек, возмущенных произволом властей и изощренной жестокостью полиции вышло на улицы города Колумбус. В городе Уэст-Честер для разгона демонстрации был применен слезоточивый газ. Полиция арестовала 23 демонстранта». В каком году ТАСС опубликовало данное сообщение: в 1970 или в 2014?
-Это было в прошлом году, - быстро отвечает Максим Викторович.
- По версии “Медузы” это произошло в 1970.
-Вполне, возможно. Но, если я не ошибаюсь, подобные волнения были в Коламбусе в Америке и в прошлом году.
Вопрос № 5. Екатерина II устроила для поэтов конкурс на лучшую оду, посвященную России. Кто победил: Жуковский, Державин, Ломоносов?
-Возможно это был Державин. Но я не уверен. Это точно не Жуковский, но мог быть и Ломоносов. Подождите-подождите! Екатерина Вторая... Ломоносов... Нет, все-таки это был Державин.
- На самом деле, это выдуманный вопрос, правильного ответа на него нет. Но Вы правы, что Жуковский бы точно не смог выиграть этот конкурс, ему было всего 9 лет, когда Екатерина умерла.
-А! Это круто, конечно. Хорошо, самый легкий вопрос.
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Полина Шевлякова - особенный педагог. Под ее опекой находятся не просто школьники, а будущие защитники Отечества. Ольга преподает английский язык в Кадетском корпусе.
Вопрос № 1. Какой предлог пропущен в предложении? I learn the poem heart.
-Конечно же, by. Устойчивое выражение с предлогом “by heart” в переводе значит “наизусть”.
- Верно!
Вопрос № 2. Как правильно спросить иностранца, какая у него фамилия? What is your last name? Или What is your surname?
-Можно спросить и так и так.
- А почему?
- Почему? “lastname” используют в Англии, а “surname” в Америке. Скорее всего, это одно из различий британского и американского английского языка. Это не только разные слова, описывающие одно понятие, например, осень - autumn и fall, но и разное правописание одного слова. Есть такое в английском языке. В школе этому редко уделяют внимание. По традиции ученикам преподают британский английский.
Вопрос № 3. Как перевести фразу “Break a leg”?
- Сломай ногу.
-Увы, не только! “Break a leg”-фразеологизм, который на русский следует переводить как “ни пуха ни пера!”, то есть это всего лишь пожелание удачи, его используют не только по отношению к спортсменам.
Вопрос № 4. Как перевести слово “velvet”?
- Вельвет…?
-На самом деле и этот вопрос с подвохом. “velvet” переводится как “бархат”, это одно из слов, которые называют ложными друзьями переводчика.
- Точно же! Выходит, ЕГЭ не так уж и прост.
Вопрос № 5. Что особенного в фразе “Злые ведьмы странствуют посвистывая”.
- Хм, вполне обычная фраза. Даже на английском. Angry wiches travel while whistling. Не знаю даже, что тут можно предположить.
-На самом деле в одном из переводов фраза звучит так: Wicked wiches wander while whistling. И тогда - это тавтограммама, в которой каждое слово в предложении начинается на одну и ту же букву.
- Забавно.
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
На наши импровизированные вопросы «мини-ЕГЭ» по русскому языку и литературе ответила Ольга Казаковцева. Молодой педагог преподает филологические дисциплины для студентов Педагогического колледжа.
Вопрос № 1. Как правильно: “в городе Петрозаводск” или “в городе Петрозаводске”?
-Только сегодня увидела в маршрутке объявление, где была фраза “в городе Петрозаводск”. Просто судьба! Все-таки подобные выражения склоняются. Правильно будет “в городе Петрозаводске”.
- Верно!
Вопрос № 2. Какова форма первого лица единственного числа глагола “победить”? Сколько подобных глаголов существует в русском языке?
-Глагол “победить” не употребляется в первом лице единственного лица, так как относится к глаголам с неполной парадигмой. Таких глаголов в русском языке немного, к ним, например, относятся глаголы “пылесосить” и “ощутить”.
-Действительно, недостаточных глаголов не так много. И если хочется сказать запретное “я победю”, то лучше использовать описательные обороты. Например, “я хочу победить”.
Вопрос № 3. Назовите слово “дно” в форме множественного числа.
-А есть ли у него множественное число? Может, днища? Нет, надо подумать. Дно, донышки... – задумалась - А! Точно! Донья!
-Мы редко используем это слово, многие его просто не знают. Вы правильно ответили. Множественное число образуется только в значении "нижняя стенка чего-нибудь": дно стакана, дно корзины. Если говорить о дне водоемов, то в данном случае у слова вообще нет множественного числа.
Вопрос № 4. Именем какого героя карело-финского эпоса “Калевала” Джон Толкин назвал свое незаконченное произведение?
-Если честно, то ответа я не знаю. Может, Сампо или Вяйнемейнен?
-Джон Толкин в старшей школе прочитал “Калевалу” и был ею очарован. Уже в студенческие годы он начал писать “Историю Куллерво”, которую, к сожалению, так и не закончил.
Вопрос № 5. В романе Толстого у Китти было два избранника. Одного она ревновала к Анне Карениной, другого полюбила по-настоящему и вышла за него замуж. За кого: за Грушницкого или Левина?
- Так, роман “Анна Каренина”...Китти вышла замуж за Николая Левина, конечно же.
-И правда. За Грушницкого, она не могла выйти замуж, ведь он герой романа “Герой нашего времени” Лермонтова...
-Ох! И правда, как-то я внимания не обратила. Вопрос с подвохом!
МАТЕМАТИКА
На вопросы по математике ответила Ольга Тулубаева, учитель гимназии № 17, победитель конкурса “Учитель года Карелии-2013”.
Вопрос №1. Учитель начертил на классной доске четырехугольник. Янош утверждал, что это квадрат. Имре считал, что это трапеция. Мария сказала, что это ромб, а Ева увидела параллелограмм. Учитель установил, что три из четырех суждений истинны и одно суждение ложно. Какой четырехугольник начертил учитель на классной доске?
- Не трапеция точно. Квадрат является параллелограммом, и ромб является параллелограммом. И у квадрата, и у ромба равные стороны. Мы не можем утверждать, что в ромбе углы, как и у квадрата равны 90 градусам, хотя квадрат мы тоже можем назвать ромбом. Ну, скорее всего, это ромб тогда. Если это параллелограмм, у которого все стороны равны и при этом 90 градусов, он может быть квадратом в этом случае.
- То есть ромб?
- Ну да.
Не возьмемся оценить, права ли учительница. Многие склоняются к тому, что это квадрат. Однако погуглив, мы обнаружили удивительную вещь, например, что понятие "трапеции" не одинаково во всех странах! А задачка-то найденная с именами венгров. И вот тут получается, что нарисован ромб! Удивительное дело!
Вопрос № 2. Назовите число Пи насколько возможно полно.
-Число Пи составляет 3,14. У него есть продолжение после запятой, но я его не помню. Да в этом и нет надобности, при расчетах используется число, округленное до десятых.
Вопрос № 3. Кто такой Перельман?
- Яков Перельман написал очень хорошую книжку для школьников “Занимательная математика”, она очень интересна и практична. И, если я не ошибаюсь, он доказал теорему Ферма.
- Яков Перельман - математик, физик и астроном, написавший занимательные задачники по математике и физике, а его тезка и наш современник Григорий Перельман, математик, прославился тем, что отказался от большой денежной премии, которую ему хотели вручить за решение теоремы Пуанкаре.
Григорий Перельман
Все верно, правда доказал теорему Ферма по версии Википедии Эндрю Уайлс, но кто его знает, может Яков Перельман его на это как-нибудь натолкнул.
Вопрос № 4. Следующее задание - экономическая задача из сборника для ЕГЭ. 31 декабря 2013 года Сергей взял в банке кредит под 10 % годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10 %), затем Сергей переводит в банк 66550 рублей. Сергей выплатил долг тремя равными платежами. Какова сумма, взятая Сергеем в долг?
- На решение подобных задач требуется время. С ходу не ответить. Как тут следует рассуждать? Та сумма, которую Сергей взял в кредит, - это Х. Соответственно, через год уже это будет та сумма, которую он взял, плюс 10 %. Переводим проценты в дробь, получаем 1,1. Соответственно, мы получаем 1,1Х - эта сумма на 31 декабря 2014 года. Далее, по условиям задачи, он выплачивает сумму 66 550 рублей. Получается, что через год у него остается сумма 1,1Х - 66 550. Ее мы умножаем на 1,1 (то есть увеличиваем на 10 % годовых). Из полученного отнимаем следующий платеж в размере 66 550 рублей. На следующий год мы отнимаем размер последнего платежа - 66 550 рублей. Теперь Сергей ничего не должен банку! Составляем уравнение ((1,1Х -66 550)*1,1 - 66 550)*1,1 - 66 550 =0. Затем упрощаем его: 1,331Х -66550 *(1,21+1,1+1)=0. И решаем. Ответ: 165 500 рублей.
-Ух! Да ответ такой. И школьники такие задачи решают?
- Мы начинаем с более простых примеров и постепенно переходим к подобным. Не все справляются с ними сразу, для гуманитариев они особенно сложны. К тому же экономические задачи из ЕГЭ оторваны от жизни. В реальности по кредитам мы платим обычно раз в месяц, а не раз в год, а потому и расчеты другие.
Вопрос № 5. Почему Льюис Кэрролл считал, что часы, которые вообще не идут, лучше, чем отстающие на минуту?
- Это очень просто. Часы, которые не идут вообще, показывают правильное время целых два раза в день!
-И правда, часы, которые отстают на одну минуту в сутки, должны будут отставать на 12 часов или 720 минут до того момента, как покажут точное время. Такие часы будут показывать точное время один раз в два года. А часы, которые не идут, будут показывать точное время каждый раз, когда придет время, означенное позицией в которой замерли стрелки.
ИТОГ
Что ж, застигнутые врасплох, наши педагоги вполне успешно справились с заданиями! А к мелочам мы не придираемся - нельзя все знать, и учиться никогда не поздно! Мы от души поздравляем наших героев материала и всех учителей республики с профессиональным праздником, желаем им творческих успехов в работе, заинтересованных учеников и достойной зарплаты, чтобы на себе не примерять задачу № 4 по математике!
Арина Аликина