01 ноября 2011, 10:42

Мост завтрашних обещаний

Гоголевскому мосту – 50 лет. Ждать ли до реконструкции моста еще столько же? (ФОТО МОСТА)

«Сегодня после долгожданной реконструкции открывается Гоголевский мост. Это событие чрезвычайно важно для Петрозаводска, для всех автовладельцев, пешеходов и пассажиров!» – вот так можно было начать заметку про этот мост, которому в ноябре исполняется 50 лет. Но, увы... Свою юбилейную дату он встречает уставшим, больным, не имеющим средств на лечение стариком...

50 лет — не срок?
Каких только эпитетов не удостаивался за последние годы Гоголевский мост: многострадальный, символ бездорожья, танкодром... И с этими сравнениями не поспоришь. Редкий автовладелец не чертыхнется в тысячный раз, проезжая по мосту или нервничая в пробке перед ним. Каждый год здесь проводят ямочный ремонт: выбоины заливают то с применением технологии «холодного асфальта», как это было в конце 2009 года, то используют другую технологию – литой горячей смеси. Но все оказывается бесполезным: ямы и колдобины появляются как грибы после дождя. По данным управления городского хозяйства, за период 2010-2011 гг.  на работы по устранению аварийных деформаций и повреждений асфальтобетонного покрытия путепровода (читай: латание дыр) было потрачено 802,1 тыс. рублей.


И ладно бы претензии имелись только к асфальту – в конце концов мы не избалованы автодорогами отличного качества. Но ведь дело гораздо хуже – мосту нужна серьезная реконструкция. И уже давно. Он устарел и морально, и физически.

Еще в 2007 году специалисты по диагностике строительных конструкций из Санкт-Петербурга провели обследование путепровода и подтвердили ухудшение его технического и эксплуатационного состояния, заявив, что необходима реконструкция с учетом усиления элементов существующей конструкции. Собственно, трещины на балках, следы коррозии на металлических конструкциях видны невооруженным взглядом и неспециалисту.


Всем понятно, что проект более чем 50-летней давности явно не предусматривал нынешнюю транспортную нагрузку и интенсивность движения. Более того, питерские эксперты отметили, что и проектная, не сопоставимая с сегодняшней, грузоподъемность моста снижена более чем на 10 процентов.


Разработан проект реконструкции Гоголевского моста. Сейчас, после получения согласований и техусловий железной дороги, он проходит государственную экспертизу. Проект предусматривает расширение моста, расселение близлежащих домов, изменение схемы движения. Во сколько оценивается весь комплекс работ – в администрации города не уточнили, заявив, что по ценам конца 2008 года сумма была обозначена в 1 млрд 215 тысяч. Понятно, что сегодня порядок цифр будет весьма существенно отличаться. Естественно, городская казна не в силах профинансировать столь затратный проект. Равно как и  республика. Нужна помощь федерального центра. Карельские власти заверяют, что проблема нашла понимание со стороны премьер-министра: Владимир Путин обещал рассмотреть вопрос о возможном софинансировании проекта из федерального бюджета.
Но все это – еще в планах. Нам же пока остается ждать и надеяться, что мост, построенный пять десятков лет назад, еще имеет достаточный запас прочности. Мало ли у нас в стране мостов, дорог, зданий и сооружений, «рожденных» в СССР, и эксплуатируемых до тех пор, пока окончательно не развалятся. Не дай Бог...

Ездить можно
На вопросы горожан «Почему на мосту только заплатки ставят, не лучше ли раз потратиться и сделать хороший асфальт?» власть обычно туманно отвечает, что сделать это невозможно, так как «при усилении конструкции существующей дорожной одежды конструкция путепровода будет не в состоянии выдержать постоянную нагрузку от транспортных средств и устраиваемого асфальтобетонного покрытия». Появилась и еще одна причина: для выполнения работ по замене асфальта придется перекрывать движение, а в условиях ремонта трассы, связывающей Кукковку с Древлянкой, и учитывая ужасное состояние улицы Чапаева, это означает, что городу просто грозит транспортный коллапс.
Владимир Лугниев, руководитель «Мостоотряда 117», называет другую причину:
– Для того, чтобы положить новый качественный асфальт, нужно поменять основание под него, так называемую одежду ездового полотна. А это три слоя: выравнивающий, гидроизоляция и защитный слой. Это стоит хороших денег. Но какой смысл вкладывать средства в эти работы сейчас, если готовится реконструкция моста? Очевидно, поэтому администрация города ограничивается ямочным ремонтом.
Что касается безопасности проезда по мосту – считаю, пока ездить можно. Сам курсирую в этом направлении каждый день.

Кстати
Как нам стало известно, в проекте бюджета Карелии на 2012 год средства на софинансирование  реконструкции Гоголевского моста не предусмотрены. Правда, в Министерстве финансов Карелии эту информацию не подтвердили. Но и не опровергли.

Досье «ТВР-Панорамы»
Строительство путепровода через железную дорогу по улице Гоголя в Петрозаводске велось с сентября 1957 по ноябрь 1961 года «Мостопоездом № 420» по проекту института «Лентрансмостпроект».

Фото Алексея Тишко.