24 ноября 2014, 13:25

Личное мнение: Почему я больше не пойду с ребенком в кукольный театр

<p>Что расстроило журналиста газеты "П", сходившего на представление в кукольный театр &nbsp;в Петрозаводске?</p>

На этих выходных я пошла со своим ребенком четырех лет от роду в петрозаводский кукольный театр. Мы долго готовились: выбирали наряд (да, это долго. Особенно — когда тебе четыре года, в шкафу висит два абсолютно новых платья, а еще надо выбрать заколки-колготки и уговорить маму надеть на тебя все самое красивое разом, а мама, нехорошо улыбаясь, запихивает тебя в клетчатую юбку), обсуждали, как будем вести себя в театре, и какие туфли возьмем в качестве сменки. Мы долго готовились к встрече с чудом. Но получилась она совсем не такой, как мы ждали.

Нет, к кукольникам у нас нет ни одной даже самой надуманной и натянутой претензии. Актеры хорошо отыграли спектакль, посвященный непростой доле собаки Жучки и приключениям девочки Снегурочки. Куклы были вполне себе привлекательными, декорации — тоже. С детишками работал аниматор, билетеры и гардеробщики были приветливы и улыбчивы. Сказка, одним словом. И все бы хорошо, но посмотреть спектакль спокойно так и не удалось.

Лично мне всю дорогу мешала соседняя бабушка, пытавшаяся удержать на руках мальчонку лет двух с половинойЧто он делал на представлении для зрителей от пяти лет - непонятно. Хотя, может быть, он очень активные театрал? А, нет. Все в порядке - мальчонка смотреть спектакль не желал категорически. «Не вертись», «Посмотри», «Веди себя...»сыпались на него как из рога изобилия.

Бубнеж сопровождал просмотр от самого начала и до конца. Я все понимаю, приобщать к искусству надо. Но если приобщаемый протестует и канючит, ноет и всеми доступными способами сигнализирует: «Мне не интересно. Я хочу домой», не лучше ли увести ребенка? В конце концов, в рай насильно не тянут. Да и не вызовет ли такое суровое приучение к театру резкое отвращение к лицедейству? В конце концов, театр — не горшок. И приучать к нему, на мой взгляд, нужно другими методами.

Но бабушку-соседку еще можно было терпеть, заткнув ухо пальцем. А вот терпеть окружающую красоту было сложней. Конечно, можно было, вместе с ухом, прикрыть и глаза. Но как тогда смотреть на сцену?

Мамы в вечерних нарядах. На дневном детском спектакле. С декольте и оголенными плечами. И в тепленьких зимних сапожках на устойчивом демократичном каблуке или вовсе без оного. В плотных черных колготках. В финских спортивках. Несколько пап в спортивных зимних штанах. И дети. О боги, бедные дети.

Девочки, наряженные в «бальные платья» с «голыми» плечами. Я понимаю, что-то иное, отличающееся от фасона «роза кремовая, синтетическая, трехслойная» в наших магазинах найти сложно. Но можно. А уж если дочку все же пришлось запихивать в такую красотищу, зачем надевать на нее домашнюю тепленькую кофточку, связанную бабушкой? Чтобы чадо не замерзло? Чтобы прикрыть чрезмерно оголенное? Тогда зачем вообще были нужны все эти бесконечные газовые рюши с блестками?

Девочки в «бальных» платьях и зимних бутсах. Ребенок так мерзнет? Или босоножки не влезли в сумку мамы? Тогда что там, в этом необъятном бауле, который не вяжется с маминым же условно вечерним нарядом?

Девочки в «шикарных» блузках и «гуляльных» штанах. Помните, у вас в детстве тоже были такие штаны — толстые, теплые и страшные? Сейчас тоже есть — они не такие страшные, но на лямках и из плотной плащевки. И блузки у девочек из прошлого такие тоже были — с рюшами. Насквозь синтетические. Где их умудряются добывать современные мамы — для меня загадка.

Мамам мальчиков, одетых в джинсы и скромные свитерки, хотелось поклониться в ноги. Родителей «маленьких принцесс» в юбках и кофточках скромного кроя, с забавными аппликациями по возрасту и без всяческих архитектурных излишеств в виде трехслойных оборок, хотелось обнять и плакать от счастья.

Дети — уже даже не трехгодовалые, а пяти- шестилетки, во время представления общались с родителями в полный голос. А голоса у детей в таком возрасте сильные и звонкие. Родители таким же полным голосом, не стесняясь, давали комментарии по интересующим вопросам. Кто-то ел конфеты, издевательски шурша фантиками. У кого-то периодически позванивал телефон.

К концу представления у меня дергался глаз, а у моего ребенка на лице было непонимание. Потому что она тоже оказалась не готова к встрече с суровой реальностью.

Да, я уже прямо чувствую, как читатели возмущаются — снобизм же чистой воды сквозит в этой статейке! Ишь, какая рафинированная! Если такая барыня, вози ребенка своего в Мариинку. И вообще, кто как может!

Я могу, как человек с нестандартными вкусами к одежде, понять все. Могу понять отсутствие вкуса. Отсутствие денег. Но позвольте, одежда в стиле «дорого-богато» стоит не дешевле скромного, но милого платья или брючек. Самые рядовые выходные туфли обойдутся рублей в 200. Конечно, это не будет натуральная кожа на каучуке. Но не марафон же по театру бегать собрался ребенок. Я могу понять гиперактивных детей, которые не могут усидеть на месте дольше 20 минут. Но провести педагогическую беседу перед культпоходом все же можно.

Вы помните, как ходили с родителями в театр? Как брали из дома сменную обувь? Как мама просила не кричать, а говорить шепотом, если что-то нужно спросить? Я вот все это помню. Я помню, как первый раз шла на балет «Щелкунчик» в Музыкальный театр и обмирала от осознания собственной взрослости и важности происходящего.

Мне могут возразить мамы «нуэтожеребенков». Мол, кукольный театр — детский. И поэтому надо спокойно отнестись к невоспитанности: умилиться воплю «Мама, я хочу какать», исторгнутому шестилеткой прямо во время действа на сцене, потесниться, пропуская девочку, которая уже пятый раз бежит мимо меня. Но на это я обязательно спрошу — а на «взрослые» спектакли «нуэтожеребенки» ходить не будут? Или они и там продолжат вести себя также и носить вечерние платья с бутсами?

Ей-богу, скоро в театрах нужно будет развешивать агитплакаты в духе «Поведение танцующих на танцплощадках». Что-нибудь такое -  «платье вечернее дома оставь, ботинки смени и рубашку поправь». Или вместе с билетом на постановку выдавать инструкцию.

Я все могу понять. Кроме одного — отсутствия культуры. Нет, я не сноб. Просто моему ребенку придется жить с этим поколением девочек в  синтетических рюшах и  замних штанах на лямках.