03 марта 2011, 14:47

"Итак, она звалась Диана…"

Что должно произойти в судьбе, чтобы захотелось стать профессиональной певицей? Не будем предполагать и фантазировать, а просто поговорим об абсолютно реальных этапах биографии певицы Дианы Гришиной.

Что должно произойти в судьбе, чтобы захотелось стать профессиональной певицей? Достаточно ли услышать по радио неповторимый голос великого певца? Или собственным пением растрогать до слез известного композитора? А, может, рецепт удачной карьеры включает и то, и другое, и обязательно - лукавую улыбку судьбы.

Не будем предполагать и фантазировать, а просто поговорим об абсолютно реальных этапах биографии певицы Дианы Гришиной. Услышав в детстве по радио голос великого артиста Павла Лисициана и его "Плачьте" из "Травиаты", девочка от восхищения плакала у приемника и уже в семь лет решительно выбрала себе будущую профессию. Родители о таком намерении даже не подозревали, поскольку знали о шуточном желании дочери быть президентом.
Но, даже решив стать певицей, Диана никак не могла предположить, что спустя несколько лет судьба приведет ее в дом того самого артиста - Павла Лисиациана, где она будет очень тепло принята; что будет учиться на вокальной кафедре, возглавляемой его сыном Рубеном. Вот она, первая ниточка, а таких ниточек из детства тянется много.

Сейчас Диана, смеясь, говорит, что на 2011 год приходится двадцатилетие ее творческой деятельности. Как тут не вспомнить старый театральный анекдот про артистку, отмечающую 50-летие и 70 лет работы в театре! Ваше коварное воображение уже нарисовало образ дородной матроны преклонных лет? Однако певице еще только тридцать.

Но шутки шутками, а цифры - упрямая вещь. Действительно, 2011 год - год для Дианы Гришиной юбилейный, причем дважды. Во-первых, ровно двадцать лет назад певица впервые вышла на сцену - это был детский музыкальный театр "Трубадур" в родном городе Братске, что в Иркутской области.

- Это был лучший драматический театр области. И вдруг он занялся детьми, и мы были "первыми ласточками". Из нашего состава почти все стали профессиональными драматическими артистами, работают в Москве, Петербурге. Говорят, что я была "самая поющая" - и вот я стала оперной певицей. В нашей семье музыкантов не было, в основном все медики. Бабушка мечтала быть актрисой, но в послевоенные годы это оказалось воплотить трудно. А ведь внешние данные у нее были феноменальные! Мама поехала из Сибири завоевывать Москву, два-три года подряд упорно поступала в театральный институт, но в итоге стала учительницей. Мы с братом тоже, "болели" театром: играли дома пьесы Шварца, выучили наизусть "Сказ про Федота-стрельца" Филатова. Я сама писала пьесы, сценарии. Брат продолжил семейную династию - стал врачом, а во мне воплотилась мечта трех поколений, я работаю в театре.

Ее меццо-сопрано с детства привлекало внимание, и, конечно, смотров юных талантов было не миновать. Так, двадцать лет назад, в 1991 году, Диана получила свою первую награду - на Всероссийском конкурсе юных дарований "Жемчужина Братска". На свой первый в жизни конкурс она была номинирована от музыкальной школы и впоследствии участвовала в нем трижды, каждый раз занимая высокие места. Именно на одном из таких конкурсов пятнадцатилетняя Диана растрогала до слез саму Александру Пахмутову.

 - Я пела старинную песню "Матушка, что во поле пыльно". Пахмутова расплакалась, а после конкурса сразу позвонила в студию Пятницкого. Да, она считала, что я народная певица.

Именно Александра Николаевна настояла на учебе Дианы в Москве - Студии при хоре имени Пятницкого. Любопытно, что впоследствии отец Дианы, составляя родословную, выяснил, что их род имеет прямое отношение к роду Митрофана Пятницкого. Диана Гришина стала не только профессиональной «народницей». Она занималась оперным вокалом и получила диплом дирижера-хоровика.

- Между прочим, я до сих пор использую народные тембры! Обогатила себя народным репертуаром и... смелыми идеями. Очень хочу сделать программу, которая совместила бы классические арии и народные песни. Пение вообще синтетичное искусство, оно включает в себя много разных жанров. Это очень сложно, но я хочу попробовать.


Во время учебы продолжилась и начатая в 11 лет конкурсная эстафета: дипломы Международного конкурса старинного русского романса имени И.Юрьевой, Международного конкурса оперных певцов имени Риккардо Дзандонаи в Италии и других. В настоящее время в активе Дианы Гришиной 12 побед на всероссийских и международных конкурсах.

- Я, наверно, очень азартный человек, хотя на деньги никогда не играла. Что для меня конкурс? Это школа для любознательных, школа самообладания и прекрасная творческая атмосфера.

После окончания учебы Диана работала в Омском музыкальном театре. Затем пыталась попытать счастья на столичных подмостках. Так судьба привела ее в Санкт-Петербург, где состоялось знакомство с режиссером Юрием Александровым. Юрий Исаакович, став художественным руководителем оперы Музыкального театра Карелии, набирал труппу в открывающийся после ремонта театр, обещал интересные постановки, роли, да и имя мастера сыграло свою роль. С 2009 года Диана Гришина стала солисткой Музыкального театра Карелии. В "Черной курице" она играет мальчика Петю, в "Евгении Онегине" - Ольгу Ларину, девушку с мальчишескими ухватками; в "Травиате" - элегантную чувственную Флору Бервуа. Певицу можно услышать в концертах "По страницам любимых опер" и "Оперетта - любовь моя". Диана успешно сотрудничает и с Карельской филармонией. В конце февраля она выступит в программе "Je te chante, La France", где исполнит романсы Пуленка, Массне, арии из опер Бизе и Сен-Санса, а в начале марта - в "Магнификате" Баха.

Многие музыкальные высоты уже взяты, но впереди еще так много! Например, в июне предстоит участие в одном из самых знаковых музыкальных состязаний мира - в конкурсе имени П.Чайковского, который был мечтой с самого детства. Впереди и летние гастроли в Германии - участие в постановке оперы "Русалка" А.Дворжака. Словом, дорога самостоятельного творчества началась, все еще впереди. Самое время мечтать.

- Я мечтаю спеть Кармен - это больше, чем партия, это характер. Мечтаю о кругосветном путешествии, совмещённом с гастрольным турне. Хочу петь так же долго, как Елена Образцова. Мечтаю сделать программу, посвящённую творчеству легендарной солистки Карельской филармонии и ансамбля "Кантеле" Сиркки Рикки, перепеть её репертуар "Песни народов мира". Мечтаю сделать программу "Рукописи не горят", посвященную творчеству людей, которые были репрессированы в советские годы, о тех гениальных "Пушкиных и Моцартах", которых так никто и не услышал в России.

С детства во мне есть желание организовать что-нибудь для людей, чтобы они получили радость. Я хотела бы заниматься общественной деятельностью, помогать людям. С удовольствием создала бы какой-нибудь фонд. Для меня моя профессия - это способ служения людям. Я пою в храмах Москвы более 12 лет, теперь пою и в петрозаводских. Это часть моей жизни. И театр - также часть служения.

 
Лариса Ваганова