23 октября 2022, 20:18

Зачем звонарю тулуп и как возглавить вооруженные силы Монако

Путешествие по религиозному Санкт-Петербургу. День первый

Текст и фото: Антонина Кябелева 

В октябре мне выпала удача принять участие в четырехдневном пресс-туре «Религиозный Санкт-Петербург», организованном комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга при содействии правительства Ленинградской области и по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. В поездке приняли участие журналисты Северо-Запада России и Москвы.

Так как она проходила по благословению владыки, священнослужители были предельно откровенны, у нас не было проблем с фотографированием внутреннего убранства храмов, нам рассказали множество удивительных историй, которых не встретишь ни в одном путеводителе. Помимо православных храмов и монастырей, мы побывали в синагоге, мечети и дацане.  

Пресс-тур задумывался как прообраз самостоятельного туристического маршрута, включающего не только знаковые и хорошо раскрученные места традиционного паломничества, но и обители, пока еще мало известные туристам. Программа оказалась столь насыщенной, что для обычного туристического маршрута время поездки надо было бы растянуть как минимум на неделю.

Понимая, что в одну статью не впихнуть даже краткий обзор всех тех религиозных достопримечательностей, где нам удалось побывать, я решила рассказать о поездке в четырех частях. Каждая из частей – это один день, проведенный в пресс-туре. Для меня было важно, что нам удалось не просто увидеть красивые церкви, старинные монастыри, но и услышать удивительные истории утраты и обретения чудотворных икон, соприкоснуться с порой невероятными поворотами человеческих судеб, почувствовать современные ритмы религиозной жизни.

Чудесное спасение

Первая женская обитель Санкт-Петербурга - Воскресенский Новодевичий монастырь, расположенный на Московском проспекте, стал первой остановкой нашего путешествия. За свою историю монастырь несколько раз переезжал с места на место.

 

Он был основан младшей дочерью Петра Великого - Елизаветой Петровной. Его начали строить на берегу Невы на территории петровского Смоляного двора на месте Смольного дворца. Елизавета таким образом хотела отблагодарить Бога за свое успешное воцарение на престоле. В конце царствования она предполагала принять монашество в этом монастыре. Но строительство затянулось, и Елизавета Петровна уже не застала его окончание.

При монастыре позднее был учрежден Институт благородных девиц – Смольный институт. Девиц становилось все больше, и постепенно монашеская жизнь здесь затихла, а монастырь был упразднен.   

Второй раз монастырь возродился при Николае I на Васильевском острове. Но место не нравилось монахиням, и им была выделена земля около Московских ворот. После Октябрьской революции женский монастырь повторил судьбу большинства русских храмов. В советское время здесь расположился Научно-исследовательский институт электромашиностроения. В Воскресенском соборе находился главный цех, а алтарь был превращен в проходную.

 

Восстановление обители началось только с 1990 года, а юридически монастырь стал действующим в конце 1995 года. Окончательно все монастырские здания передали только в декабре 2021 года. Сейчас здесь 25 человек. Для сравнения: в дореволюционные времена в монастыре жили до 300 человек, был собственный скотный двор, башмачная, швейная, иконописная мастерские, действовала иконописная школа, ткали ковры. В настоящее время работают швейная мастерская и иконописная школа.  

Послушница монастыря Наталья обратила внимание на необычную икону Пресвятой Богородицы, которую преподнесли в дар монахи из Афона.

 

История иконы восходит к девятому веку, когда на Святой горе Афон монахи прогневали Господа. И так сильно, что их решили наказать. Должны были приплыть разбойники, проникнуть в обитель через ворота, которые обычно утром открывались, разграбить монастырь и убить монахов. Накануне поздно вечером старец игумен продолжал молиться перед иконой Пресвятой Богородицы. Он услышал голос, предупреждающий его, чтобы утром монахи не открывали ворота монастыря.

«Старец удивился, взглянул на икону и увидел, что она ожила. Младенец, морща лобик, пытается закрыть уста Богородицы, чтобы она не успела предупредить о надвигающейся каре. Богородица убирает ручку младенца и говорит, чтобы поступали так, как она велит»,

- рассказала Наталья.

Так, по преданию, монахам удалось спастись.

Икона была подарена монастырю в XIX веке. Когда в 1918 году монастырь закрыли, а ценности конфисковали, одна из послушниц унесла эту икону с собой. Она вышла замуж за священника и жила в Вырице Ленинградской области. Но в доме произошел пожар, и все думали, что икона уничтожена.

 

В 2014 году она неожиданно возвращается. «Раздается звонок, нам говорят, что нашли икону. Мы не верим. Но по сохранившейся дарственной записи на обороте узнали, кто владелец, и нам ее привозят», - сказала послушница.

На территории монастыря находится большое кладбище. Здесь похоронены Андрей - сын историка Николая Карамзина, поэт Федор Тютчев со своей семьей. В советские времена кладбище было разграблено и многие могилы не сохранились.

Храм в доме

Если не приглядываться к дому, расположенному на Рижском проспекте, 9, то сложно догадаться, что здесь находится церковь святого Андрея Критского – подворье Константино-Еленинского монастыря, расположенного в Ленинградской области. Внешне непритязательное здание внутри оборачивается богатыми росписями и неожиданно изящным убранством церковного пространства.  

 

Церковь была построена в 1892 году. Поводом стало крушение императорского поезда. Александр III и его семья, ехавшие в царском вагоне, тогда чудом не пострадали. Трагедия произошла в день памяти преподобного мученика Андрея Критского, поэтому и церковь была названа его именем. Рабочие и служащие Экспедиции заготовления государственных бумаг собрали пожертвования, чтобы построить отдельную церковь в память о чудесном спасении царской семьи. Но денег не хватило, и была спроектирована домовая церковь на третьем этаже административного здания.

В 1923 году храм был закрыт. Помещение использовалось как фабричное общежитие.

Настоятельница Константино-Еленинского монастыря игуменья Илариона рассказала, что храм был восстановлен по остаткам росписей и сохранившимся фотографиям. Он был освящен в 2007 году и с этого момента является действующим. В церкви хранится более 70 святынь. Среди них самая древняя, относящаяся к IV веку, - частицы мощей святых Константина и Елены.     

 

Первым настоятелем храма был отец Философ Орнатский, который был причислен к лику святых. Он его строил, двадцать лет был настоятелем, жил здесь вместе с семьей. У него было десять детей. Отец Философ был известным в Санкт-Петербурге священником, вел активную просветительскую деятельность, тесно общался с Иоанном Кронштадтским.

Настоятельница монастыря рассказала, что до сих пор не удалось найти его могилу. Летом 1918 года на пороге дома появились матрос и двое вооруженных солдат. Отец Философ организовал большой Крестный ход по Невскому проспекту, что, по мнению настоятельницы, и стало причиной ареста. В квартире провели обыск и потребовали, чтобы священник проехал с ними. С отцом Философом ушли двое его сыновей, чтобы выяснить причину задержания. Больше никто из них не вернулся. Они были казнены в Кронштадте.

 

С 2007 года в середине декабря монастырь проводит ежегодную научно-практическую конференцию «Линтуловские чтения», по результатам которой издается сборник. «Мы одними из первых начали проводить научно-практические конференции. Сейчас это распространено. А когда мы начинали, то были практически пионерами», - заметила игуменья Илариона.  

Никола Раненый

В двух шагах от домового храма в переулке Лодыгина недавно открылся современный частный музей христианской культуры. Так как музей создавался, что называется, с нуля и на деньги частных инвесторов, то удалось организовать действительно современное выставочное пространство: продуманная подсветка каждой иконы, создающая впечатление исходящего от нее божественного света, интересные дизайнерские решения, тщательно подобранное музыкальное сопровождение, интерактивные столы со страницами из священных текстов, подробным рассказом о музейных экспонатах и том времени, когда они создавались.

 

В музее есть мультимедийные этикетки, наведя на которые смартфон, можно познакомиться с подробной информацией об экспозиции.  

Все экспонаты в музее, а их более 700, из частных коллекций.  Есть несколько экспозиций: «Ветхозаветный зал», «Зал Николая Чудотворца», «Итальянское возрождение», «Фаберже», «Зал Николая II». В ближайшее время должен открыться «Константиновский зал», посвященный раннехристианскому искусству.   

Один из экспонатов - редкая икона Николы Раненого, которая принадлежала адмиралу Колчаку.

 

История иконы связана с революционным временем, когда пострадало изображение Святителя Николая Чудотворца на Никольских воротах Московского Кремля. Но лик святого сохранился.

Верующие москвичи восприняли это как чудо и стали воспроизводить сохранившееся изображение на иконах. Известно только о нескольких таких иконах, одна из которых была подарена Колчаку.

Помимо икон и картин, в музее есть личные вещи, принадлежавшие царской семье, ювелирные изделия, фотографии.

 

Сохранилось шерстяное платье с морскими мотивами. Догадаться, что это женский купальник, невозможно.

 

Музей действительно интересный и технически продвинутый. Входные билеты, в зависимости от того, хотите ли вы посетить только основные экспозиции или музей полностью, стоят от 400 до 600 рублей, льготные — от 200 до 300 рублей.

Скупой покупает колокол дважды

Собор Владимирской иконы Божией Матери, расположенный рядом со станцией метро «Владимирская», спасло чудо и плотная застройка. Изначально строительство станции метрополитена планировали именно на месте собора.

«Над храмом висел дамоклов меч. Его могли в любой момент взорвать. От уничтожения храм спасло только то, что он находился на оживленной площади с густой застройкой»,

- рассказал председатель приходского совета собора Иван Раевский. 

В 1931 году собор был закрыт. Здесь располагались и ткацкая фабрика, и общежитие, и антирелигиозный филиал публичной библиотеки, и вычислительный центр комитета здравоохранения. Реставрация храма до сих пор не завершена.  

Сохранился единственный в России иконостас, выполненный по рисунку Растрелли. В 1810 году он был перенесен из церкви Аничкова дворца. Но, отметил Раевский, проем собора оказался ниже, чем в Аничковом дворце, поэтому самую верхнюю икону практически не видно: «Это единственная икона, которая находилась в иконостасе на протяжении всей истории этого здания». К тому же верхнюю икону было сложно демонтировать, поэтому она и сохранилась лучше других. 

 

Часть икон была передана Русскому музею. Из 30 икон сохранились только 24. Когда иконы попали в Русский музей, то они стали использоваться для обучения будущих реставраторов и художников. В результате, расчищая слой за слоем, будущие живописцы практически полностью смыли изображения. Иван Раевский вспомнил, что иконы, когда их вернули церкви, напоминали произведения импрессионистов.

При реставрации иконостаса пришлось очищать его от пыли.

«Вдруг вылетает листочек. Ребята разворачивают, а там сообщение, что в 1900 году была проведена реставрация иконостаса. Авторы записки утверждали, что сделали работу на совесть, и просили нашедших ее помянуть их в храме. Наши реставраторы с моего разрешения тоже сделали закладку»,

- сказал Иван Раевский.       

Иконы возвращались в храм порой самым неожиданным образом.

«Приходит ко мне пара лет под пятьдесят. Испуганные. Достают икону Успения Богоматери, которую они случайно нашли, когда переезжали со старой квартиры. У супругов был старый журнальный столик. Когда они его перевернули, бумага лопнула и им открылся образ. Спасителю были выколоты ножом глаза. Икона оказалась уникальной. Мы ее отреставрировали. В другой раз нам принесли икону, которой был обшит туалет в коммунальной квартире»,

- рассказал председатель совета.   

Как-то, вспомнил он, пришел мужчина в кирзовых сапогах, кафтане и из мешка из-под сахара достал икону. На тыльной стороне обнаружили надпись о том, что она была освящена Иоанном Кронштадтским.

 

Другую икону «Воскресение Христово» буквально вытащили из огня. К Раевскому пришел пожилой мужчина, явно перешагнувший 80-летний рубеж, и отдал икону, которая, по его словам, раньше находилась в храме. Он рассказал, что его предок, проходя мимо церкви, увидел, что во дворе сжигают иконы. Сверху лежала икона «Воскресение Христово». Прохожий спросил, можно ли ее забрать. И ему разрешили.

 

С колокольни собора Владимирской иконы Божией Матери открывается потрясающий вид на город и золоченые купола храма. Правда, и ветер на высоте сорока метров пробирает, как говорится, до костей. С этим связана еще одна история, которая, утверждает Иван Раевский, подлинная и даже задокументирована.

В 1889 году для храма отлили новый огромный колокол весом в 11 тонн. Звонарь попросил приобрести ему тулуп, так как на колокольне очень холодно. Настоятель церкви ответил ему отказом, мужчине купили бутылку водки, дескать, пусть согреется и не выпендривается. Звонарь выпил, причем на одной бутылке, видимо, не остановился.

 

На следующий день случился престольный праздник, а звонаря нет, запил. Пришлось искать подмену. На колокольную согласился подняться дворник. Он так неистово стал бить в колокол, что в нем образовалась трещина. Пришлось снимать колокол, отливать новый и вновь водружать его на колокольню. В общем, пословица о том, что скупой платит дважды, сработала и в этом случае.

От Измайловского полка до армии Монако

Троице-Измайловский собор был возведен в честь лейб-гвардии Измайловского полка в 1828 году на деньги Николая I. На тот момент это был самый большой храм Руси. В него вмещались все три тысячи человек лейб-гвардии Измайловского полка.

 

В храме собран самый большой в России архив, связанный с историей Измайловского полка.

«На каждого офицера заведена отдельная папка. Мы встречаемся с их родственниками, пытаемся проследить, как сложилась судьба офицеров после революции. Мы знаем имена солдат и офицеров начиная с 1730 года. Это 50 тысяч человек. Представьте, за три года Первой мировой войны через Измайловский полк прошли 20 тысяч человек. Состав менялся шесть раз»,

- сказал начальник канцелярии собора Дмитрий Леонтьев.

Конечно, из них не все были убиты, многие покалечены, ранены, отравлены газами.

Офицеры времен наполеоновских войн были и сами красавцами, и жили на широкую ногу. Дмитрий Леонтьев напомнил историю взятия Парижа: «Телевизора не было, а пропаганда была. В Париже ждали русских дикарей, которые ворвутся и разграбят город. А вошли высокие красавцы в изумительной форме, свободно говорящие на нескольких иностранных языках. Парижанки были приятно удивлены».

После революции судьбы большинства офицеров оказались трагичны. Кто-то перешел на сторону большевиков, других расстреляли, многие оказались в эмиграции.

Дмитрия Леонтьева поразила судьба Александра Дмитриевича Кнорре: «Молодым парнишкой он пришел в Измайловский полк. Тогда попасть в полк, охраняющий императора, было очень трудно. Во время Первой мировой войны Кнорре пытался себя показать, первым шел в атаку, ничего не боялся. Его ранили в шею. Но он вылечился и вернулся в строй. Снова ранили в ногу. Он вылечился - и опять в атаку. Перелом ключицы. Вылечился и вновь вернулся в полк. Заканчивает Первую мировую со всеми орденами, которые только возможны. Когда случилась революция, Кнорре пробирается на юг России к своим. В одном из черноморских городков встречает одноногого старого солдата Измайловского полка. Тот и предупредил Кнорре, что большевики собираются поднять восстание и вырезать всех белогвардейцев. Александр Кнорре хватает билет на первый попавшийся пароход, который уходил в Персию. А персидский шах был без ума от казаков и организовал персидскую казачью дивизию, где роль казаков исполняли персы, а офицерами были русские. Когда русские вторглись в Персию, сопротивление им оказала именно казачья дивизия, где Кнорре был заместителем командира. Англичане потребовали убрать из дивизии русских офицеров. Так и произошло. Русских сменили англичане, а наши офицеры оказались запертыми в уютном, удобном, но концлагере с трехразовым питанием. Через полгода их отпустили. Но Кнорре успел обидеться на англичан и перешел к французам, вступив во Французский иностранный легион. С фашистами стал сражаться еще с 1939 года. Попал в плен. Пытался бежать, но удалось ему это только с третьего раза. Он вернулся к французам и продолжил сражаться с фашистами. После войны Кнорре остался в иностранном легионе, объездил весь мир.

Там он подружился с будущим князем Монако. Тот предложил Александру Дмитриевичу возглавить вооруженные силы Монако. Кнорре поинтересовался, велики ли вооруженные силы. Ему объяснили, что это 47 человек. Он согласился на предложение и долгое время охранял княжескую семью.

Я обращался в Монако с запросами, мне ответили, что Александр Дмитриевич – их любимец, легенда. Выйдя на пенсию, он принял предложение друзей возглавить несколько французских компаний, но с условием, что будет реально ими управлять. Умер он в начале 80-х годов прошлого века в Ницце миллионером».

 

В соборе есть удивительная икона Ксении Петербургской, которая была списана с ее единственного прижизненного рисунка.

Первый день нашей поездки завершился посещением роскошного Николо-Богоявленского морского собора – образца архитектуры «елизаветинского барокко». Собору несказанно повезло. Он никогда не закрывался.

Когда мы добрались до собора, уже темнело, а мозг отказывался воспринимать какую-либо информацию. Так что я просто еще раз полюбовалась одним из самых красивых храмов Санкт-Петербурга.