Таможня взяла штурмом управление Беломорско-Онежского пароходства

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 4 мая в 1997 году.

Ровно 20 лет назад несколько работников петрозаводской таможни в сопровождении военизированной охраны взяли штурмом бастион управления Беломорско-Онежского пароходства.

Целью утренней атаки таможенной службы была конфискация БОПовского имущества в счет погашения 10-миллиардных долгов. Компанию доблестным таможенникам составили представители предприятия Тепловых сетей, которые тоже пришли, чтобы забрать долги. Журналистов в разгар конфликта не допустили, но они постарались разобраться в ситуации по горячим следам. Заместитель генерального директора АО БОП, которым тогда был Лев Шустов, пояснил ситуацию: «Собственно, вот этот таможенный штраф, который нам вменяют, ну это не секрет, это старый флот продавался, а мы строили новый в большом количестве, а старый, который уже отслужил свое и который более 20 лет в эксплуатации находится, мы его продавали. Таможня посчитала, что это было сделано неправильно. Ну и выставила иск почти на 10 миллиардов рублей. Один Арбитражный суд решил в пользу таможни, апелляционная инстанция в Карелии, в Петрозаводске решила в нашу пользу. То есть это говорит о неоднозначности этой позиции. Потом были Арбитражный кассационный суд в Санкт-Петербурге и Высший Арбитражный суд. В данном случае мы считаем себя правыми. И естественно, что будем подавать документы в Конституционный суд. Потому что мы считаем, что в данной ситуации таможня совместно уже с Арбитражным судом стала законотворческим органом. То, что нам инкриминируют — в таможенном кодексе нет такого положения».

Стулья, компьютеры и оргтехника, которые предполагалось изъять и отдать на реализацию в Росвнештерминал, остались на месте. Судебный исполнитель приняла доводы руководителей пароходства. И дала кратковременную отсрочку. Следующий визит таможенников ожидался через неделю. До этого времени БОП должен был либо отстоять права, либо заплатить долги, продав одно из своих судов. На руках у таможни решение суда. За спиной корабелов — глава правительства РК Виктор Степанов. Он не менее их самых был заинтересован в устойчивом и дающем прибыль предприятии. Руководство таможни от комментариев отказалось, однако, намекнуло, что назревает большой скандал. От разрешения этого скандала во многом зависело, состоится ли вообще навигация нынешнего года.

Вместе с Беломорско-Онежским пароходством в конце 90-х кричали «SOS» еще пять с половиной тысяч предприятий-недоимщиков Петрозаводска. Причиной их критического положения был Указ Президента РФ «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения». Согласно этому Указу, вся поступающая в кассу предприятия-недоимщика наличная денежная выручка, зачислялась на единый счет и списывалась на погашение задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды. Фактически ни одно из законно работающих предприятий не могло поручиться за свое ближайшее будущее. Недавно депутаты Палаты представителей ЗС РК обратились к Виктору Степанову с просьбой разрешить в республике использовать предприятиям-недоимщикам половину поступающей наличной выручки в кассу предприятия: на оплату труда, на расчеты с поставщиками, и на другие неотложные нужды. Ну если не половину, то хотя бы 10%. Одобрил это обращение хозяйственный актив Петрозаводска.

Таким было 4 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1997 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.