В Карелии подвели первые итоги программы «Электронное образование»
С 2018 года образовательные организации Карелии начали свою работу в региональной системе «Электронное образование». Подсистема "Электронный детский сад" функционирует в Республике с 2013 года достаточно стабильно, а вот с "Электронной школой" педагоги столкнулись впервые, и не все оказались готовы к использованию нового решения. К 1 сентября этого года была выпущена обновленная версия "Электронной школы" с более чем сотней улучшений, согласно собранным пожеланиям педагогов. В связи с большим количеством совершенно противоположных отзывов от учителей, учеников и родителей, мы решили более подробно узнать, что представляет собой подсистема, какие задачи она призвана решить и насколько это на сегодняшний день удается?
Решение задач повышенной сложности
Функционально подсистема «Электронная школа» дает учителям возможность полностью фиксировать учебный процесс в каждом классе, анализировать полученные данные и использовать их для отчетов. Родители, со своей стороны, могут контролировать успеваемость ребенка: видеть оценки, включая итоговые, средний балл по каждому из предметов, график посещаемости и успеваемости, комментарии и домашнее задание.
Оговоримся сразу, что все это возможно только при условии, что учителя регулярно вносят все данные в подсистему. Как показал наш опрос, в разных школах города активность педагогов в части внесения данных находится на разных уровнях. Где-то большинство педагогов успевают вносить оценки в режиме реального времени, где-то на постоянной основе это делают лишь некоторые учителя. Причин называлось много, но тут уместно вспомнить поговорку «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – причины». Тем не менее, "Электронная школа" функционирует полностью, и осталось дело за малым – научить и помочь педагогам полностью освоить функционал и работать в системе регулярно. Кстати, это решение внедрено уже в 20 регионах страны, в некоторых с 2012 года, что заставляет сомневаться в некоторых отзывах относительно неотработанности решения и невозможности его использования.
Новая тема
Со своей стороны, разработчики программы - компания «БАРС Груп» совместно с карельским министерством образования и несколькими подрядчиками - постоянно работают над тем, чтобы сделать работу комплекса более эффективной, удобной и защищенной.
Так, ЦОД Республики Карелия были оснащены более мощным серверным оборудованием для подключения и комфортной работы пользователей в системе, аттестованы более 1000 рабочих мест и сама система, модернизирована комплексная система технической защиты информации и АРМ АИС «Электронное образование».
Для удобства пользователей разработчик оснастил свою систему новым полезным функционалом, который к примеру, позволяет рассылать в личный кабинет родителей электронные письма с вложениями, или вести учет медицинских справок на детей в электронном виде. Отдельно стоит отметить, что сильно расширен функционал системы в части сбора нужной для учителя отчетности. Теперь система позволяет быстро считать и выводить на печать практически любой показатель, необходимый в работе учителя.
Кроме того, в настоящее время стали доступны для использования мобильная версия «Мой дневник» для родителей и учащихся и мобильное приложение «Мой журнал» для учителей.
Это огромная сложная работа позволила создать единую, более совершенную и устойчивую систему, вместо разрозненных, разномастных систем отдельных организаций.
«На перемене поговорите»
Обратная связь является обязательным элементом сопровождения системы: пользователи могут общаться между собой, со службой поддержки и с разработчиком. Для организаций функционирует служба технической поддержки для приема обращений пользователей.
Работа ведется и в оффлайне. Разработчики совместно с Министерством образования Республики Карелия регулярно проводят встречи с наиболее активными представителями учебных организаций для живого диалога по вопросам функционирования системы. В рамках этих встреч учителя могут получить ответы на возникшие в ходе эксплуатации системы вопросы. При необходимости представители разработчика проводят повторную демонстрацию различных возможностей системы и дообучение для педагогов.
«Тяжело в учении…»
Были периоды, когда из-за проведения штатных работ пользователи не могли войти в программу. Повторение таких ситуаций возможно и в дальнейшем, так как такая сложная масштабная система требует постоянного внимания и регулярной профилактики. К тому же добавляются новые задачи, новые опции, система постоянно совершенствуется. Все делается исключительно в интересах пользователей, и к этому надо относиться с пониманием. Мы в разное время совершали вход в систему через портал госулуг, и ни разу проблем с доступом не возникло. Между тем, пользователи, которые пользуются приложением и заходят с мобильных устройств, отмечают, что периодически ресурс оказывается недоступен.
Как нам пояснили разработчики, действительно бывают трудности, связанные со скоростью работы в системе и периодическими отказами в доступе. Как правило, обычный пользователь при отсутствии доступа считает, что не работает сама система. На самом деле причина сбоя может быть связана как с электронной школой, так и программным обеспечением, установленным для обеспечения защиты рабочих мест, работой сервера, локальной сети или некорректными действиями пользователя. Все случаи нестабильной работы тщательно анализируются и принимаются меры по дальнейшему их недопущению.
Еще пользователи жалуются на то, что все время приходится заново входить в систему. Однако если подумать, то такая же история у нас происходит с личным кабинетом в мобильном банке. Никого ведь не удивляет необходимость заново вводить пароль при работе в личном банковском кабинете, стоит только выйти из него или не совершать действий в течение какого-то времени. Это делается в целях обеспечения безопасности и защиты доступа к личным данным.
Работа над ошибками
По словам разработчиков «БАРС Груп», им бы очень хотелось, чтобы положительные изменения в системе и дополнительные мероприятия также не оставались незамеченными, а пользователи помогали и дальше делать систему более комфортной и функциональной. Ведь работа над ошибками – важный элемент в любом образовательном процессе и хорошо знаком учителям. Поэтому их конструктивная обратная связь, включение в постоянную работу и вовлечение родителей поможет системе быстрее стать удобной и неотъемлемой частью их ежедневной работы.