14 января 2019, 08:00

Ни капли топлива не нашлось, чтобы убрать улицы Петрозаводска от снега

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 14 января в 1999 году.

После того, как отгремели все праздничные мероприятия в начале января 1999 года, стало ясно, что Петрозаводск опять погрузился в кошмар повседневных проблем. И самой главной из них была на тот момент — невозможность почистить дороги. Причина обычная — просто у дорожников не было бензина. В шесть утра в этот день у городского Дорожно-эксплуатационного управления, которое тогда и занималось уборкой дорог, не было ни литра бензина. Можете себе представить? Еще в октябре его работники выходили на акции протеста к мэрии, чтобы обратить внимание на неподобающее отношение к этому предприятию. Недофинансирование, уверяли они, приведет к тому, что о нас вспомнят только с первыми снегопадами — да поздно будет. Так и случилось. Обильный снегопад заставил дорожников побегать по соседям, собирая бензин по каплям. И в положенное время — кто в семь, кто в восемь утра, кто попозже — на очистку улиц вышли 36 единиц снегоуборочной техники. Бензовоз появился лишь после обеда. Журналистов заверили, что к утру следующего дня улицы города от снега будут очищены. Но, к сожалению, никто не был застрахован от нового, столь же обильного снегопада. Рьяная уборка улиц тоже может сослужить плохую службу. Растут снежные отвалы, свободное дорожное пространство сужается. Нечто подобное привело к тому, что на Пряжинском шоссе «Запорожец» угодил под КАМАЗ. К счастью, водитель и пассажир «Запорожца» по счастливой случайности не пострадали. А как на ваш взгляд сегодня справляются с уборкой дорог? Пишите в комментариях!

Поскольку 13 января отмечается День российской печати, у репортеров телеканала «Ника Плюс» ровно 20 лет назад появился повод поговорить о ее состоянии в республике. Итак! С разницей примерно в год в Карелии появились два новых издания. Основав в 1996 году газету «Наблюдатель» группа петрозаводских журналистов решила противопоставить серьезный политико-экономический анализ — заполнившей газетный рынок жвачке для глаз. Редактором газеты «Наблюдатель» тогда стал Максим Тихонов, ныне — главный редактор нашего издания. Он пошутил: «Сейчас не очень хорошее время для газет как таковых. Во многом виноваты вы, телевизионщики, потому что много информации строится, как клип». Тем не менее, «Наблюдатель» по-прежнему упорствовал в своем желании оставаться серьезной газетой для думающего читателя. Хотя увеличение тиража и завоевание как можно большей аудитории мечта любого редактора, применять хорошо отработанные методы привлечения доверчивого массового читателя в газете не собирались. Своими читателями в редакции считали тех, чей менталитет формировался вне влияния прелести масскультуры: «Нас читают в основном пенсионеры. То есть люди более старшего поколения, которые, может быть, выросли на какой-то более серьезной прессе». Но не только пенсионеров привлекала возможность поразмыслить над прочитанным. Журналисты «Наблюдателя» считали, что их основная аудитория — те, кто нуждается в информации для анализа, на основе которого принимаются решения. Это предприниматели и должностные лица разных уровней из администраций, министерств и правительства. Попытка выяснить политическую ориентацию «Наблюдателя» успехом не увенчалась. В русскую народную игру — подели весь мир на красных и белых — здесь не играли. «Если газеты для кого-то, это уже не газета, это уже, скажем, листовка, агитка. Не может пользоваться авторитетом газета, которая дудит в одну дуду», - уверен Тихонов. Но газета, хотя и специфическое, но все же предприятие. У него есть свой учредитель, то есть хозяин. Он в принципе может влиять на направленность газеты и решать, что из написанного «пущать», а что нет. Коллективу «Наблюдателя» с учредителями везло. Творческую свободу его журналистов никто серьезно не ограничивал. «Пока что, прямо сказать, таких конфликтов, чтобы я что-то делал против своей совести, против того, что я думаю и чувствую, пока что я не могу сказать, что на меня кто-то до такой степени надавил, чтобы я был вынужден пойти на это», - признался Тихонов.

Издание совершенно другого типа было основано на год раньше «Наблюдателя». Идея создать бесплатную рекламную газету возникла у учредителей «Медведя» в мае 1995 года. Основную свою задачу коллектив газеты видел в предоставлении всем читателям города доступной информации. Издание разносили в 90% петрозаводских почтовых ящиков. А уж читать это или нет, решали их владельцы. Интересно, что при всех очевидных различиях между «Наблюдателем» и «Медведем», информационная политика у них была одинаковая. Сергей Бровкин, учредитель газеты «Медведь» пояснил: «Мы старались давать факты для дальнейшего уже анализа населением». По утверждению учредителя, от него не исходило никаких руководящих указаний, как и какие события следует освещать. Существует концепция газеты, и дело журналистов свободно творить, не выходя за ее рамки. Работа в рекламной газете — такая же творческая, как в любой другой. Плохо сделанная, неинтересная реклама не работает, а значит — не приносит прибыли. «На сегодняшний момент газета «Медведь» является, пожалуй, одной из немногих в республике, которые являются не просто самоокупаемыми, рентабельными, но приносят хорошую прибыль», - отметил Бровкин. Считая себя ничуть не хуже работников других российских СМИ, редакция «Медведя» профессиональный праздник отмечала: «День российской печати мы, конечно, будем отмечать. Может быть, не так широко, как некоторые другие средства массовой информации, но безусловно не пройдет незамеченным этот праздник». А вот в «Наблюдателе» к нововведениям привыкнуть не смогли и продолжали считать своим профессиональным праздником День советской печати 5 мая. «Вы знаете, нет, я почему-то к этому празднику никак не могут привыкнуть, раньше он был 5-го мая, и поскольку мы всю жизнь праздновали в этот день, а потом кто-то решил, что он будет теперь в январе... Думаю, что многие мои коллеги, которые работают довольно давно, к этому не привыкли», - заявил Максим Тихонов. Но главное не то, когда отмечают журналисты свой профессиональный праздник. Главное, чтобы у нас, читателей, было больше изданий, теперь и сетевых — интересных, разных, а главное — правдивых.

Таким было 14 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.