Летчиков Карелии обобрали до нитки в результате процедуры банкротства

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 4 июня в 1999 году.

Ровно 20 лет назад завершилась длившаяся полтора года процедура конкурсного управления на Петрозаводском авиапредприятии. Сам же конкурсный управляющий покинул аэропорт «Пески», оставляя после себя буквально голые стены. Предыстория: 1 декабря 1997 года на авиапредприятие прибыл конкурсный управляющий Михаил Мордашов, а в начале июня 1999 года его работа завершилась. «Начал свою деятельность Михаил Мордашов с того, что закупил компьютеры, 486 Пентиум (это было очень круто), принтеры всякие, оргтехнику. Ну а на сегодняшний день, уезжая с этого предприятия, разворовано и растащено все, что можно», - горько заметил старший штурман отряда «Лесавиа» И.Д.Жуков. Решением Высшего Арбитражного суда Карелии 30-го октября 1997 года Петрозаводское государственное авиапредприятие было признано банкротом и подлежало ликвидации. Период арбитражного производства, которое проводилось предыдущим управляющим Александром Глазуновым, в отношении которого, кстати, заведено уголовное дело, не было достигнуто положительных результатов для авиаторов. Чего никак не скажешь о бывшем управляющем. Жуков продолжал: «Предыдущий управляющий заботился о своих благах, так сказать. Оценку арбитражному управлению даст прокуратура». Пролетев, что называется, с арбитражным управляющим, авиапредприятие угодило к другим «летучим голландцам» — на конкурсное управление. На цель и суть этого процесса у конкурсного управляющего и летчиков-авиаторов взгляды были абсолютно разные. Командир самолета А.С.Еременко так и сказал: «Для чего это делается, вы все прекрасно знаете. Собственно, у нас последний дворник знает, для чего это делается. Как можно больше денег урвать в свой адрес и как можно больше поживиться за государственный счет».

Сам управляющий расхитителем себя не считал. Михаил Мордашов держался уверенно и на все это возразил: «Конкурсное производство — это реализация имущества. Как это — разграбленное? Разграбленное, это когда кто-то берет чье-то, государственное, например, и как-то выносит бесплатно. Ворует. А в данной ситуации просто произошла продажа имущества, что и должно было произойти». Согласно спискам, продали авиатехнику, самолеты, вертолеты, компьютеры, принтеры, всевозможную оргтехнику, инструменты — в общем все, что можно. При этом государственные цены характеризовали конкурсного управляющего, как человека крайне щедрого. Пилот вертолета Сергей Налесный сообщил: «Один из примеров — продажа вертолетов Санкт-Петербургской частной фирме. Они были проданы по минимальной цене, цене автомобиля, 70 тысяч рублей». Для сравнения: новый вертолет Ми-8 стоил полтора миллиона долларов. Ну а подержанные Ка-26 стоили не меньше 20 тысяч долларов. В списке других вещей предприятия-банкрота обнаружились также новый холодильник за 30 рублей, бетономешалка за 50, пневмодрель за 90 и водонагреватель за 80. «Чисто между собой все это решается. Самое смешное, что это далеко не новость, все об этом знают», - сказал Еременко.

Так все было распродано с молотка. Вырученные средства, по заверению управляющего Мордашова, пошли на погашение долгов самим авиаторам. Это также было сомнительно, так как долги у предприятия еще остались, а летчики получили расчет только в последние дни. Между тем, уволены они были еще 5 мая 1998 года, а распродажа имущества велась год. При этом общеизвестно, что конкурсный управляющий получал крупный процент с продаж, как ликвидатор. «И вот мне на ум приходит такое выражение: есть такая профессия — Родину расхищать», - заявил Жуков. Но даже вопреки конкурсному управлению авиаторы сумели выжить. С огромным трудом, когда уже вовсю шла процедура банкротства, 140 авиатехников не без помощи некоторых чиновников и депутатов, сумели организовать на базе авиапредприятия фирму «Лесавиа». Таким образом, были спасены 8 самолетов Ан-2, пять вертолетов Ми-8. В составе Северо-Западной авиабазы охраны лесов фирма удовлетворяла все запросы Карелии и в грузовых, и в пассажирских авиаперевозках. А также занималась поисково-спасательной деятельностью и тушением лесных пожаров. Именно поэтому авиаторы считали свою фирму единственным в России авиапредприятием, уцелевшим после государственного вмешательства. «Так что итог конкурсного производства, как мы думаем, все-таки подведет транспортная прокуратура. Это у нас традиция», - заявил Жуков.

Тогда же председатель правительства Карелии Сергей Катанандов посетил АО «Петрозаводскмаш», и этот визит самым непосредственным образом был связан с недавней поездкой нашей делегации в Адыгею. Во время этой поездки был подписан рабочий протокол об участии предприятий республики в реконструкции тамошней фабрики по производству картона. В обмен на поставленное оборудование Карелии обещали отгрузить сельскохозяйственную продукцию. Бартер тогда процветал между регионами. АО «Петрозаводскмаш» — всегда считался одним из крупнейших в России предприятий, производящих бумагоделательное оборудование. Высокое качество объемного литья позволяло Акционерному обществу успешно сотрудничать со многими зарубежными партнерами. 20 лет назад завод начал, как говорится, уверенно выходить из кризиса. Но завоевание отечественного рынка шло в те годы не столь успешно. Даже карельские предприятия не всегда отдавали предпочтение продукции «Петрозаводскмаша». Председатель правительства выразил заинтересованность в том, чтобы в ходе модернизации комбинатов в Питкяранте, Суоярви и Сегеже устанавливалось оборудование, произведенное в столице Карелии. После осмотра производства состоялась встреча Сергея Катанандова с трудящимися. На ней председатель правительства поблагодарил коллектив «Петрозаводскмаша» за большой вклад в развитие карельской экономики.

Таким было 4 июня ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.

Фото: wikimapia.org