25 января 2019, 08:00

Крупный склад боеприпасов в Карелии охраняли солдаты, учинившие террор

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 25 января в 1999 году.

Анализом деятельности в прошлом году и планами на будущее поделился с журналистами военный прокурор республики ровно 20 лет назад. Весь 1998 год проходил в армии под знаком широкомасштабной операции под названием «Беглец». На протяжении всего года самовольно покинувших армейские ряды разыскивали, ловили и возвращали после душеспасительных бесед к исполнению воинского долга. Так как с 23 марта по 31 декабря на всех самовольщиков и дезертиров распространялось действие амнистии, то виновные не наказывались по закону. Всего за эти полгода амнистии 58 военнослужащих сдались добровольно, 20 — были задержаны. Наказание, как мы уже сказали, не было суровым. Тех, у кого срок оказался на исходе, отправляли домой, а у кого впереди оставались еще месяцы службы, были командированы в другие воинские части.

Военный прокурор особо подчеркнул, что среди причин дезертирства не стоило называть основной неуставные отношения. Часто поводом для самоволки были, например, плохие вести из дома. Что же касается «дедовщины», то особо яркий случай — это происшествие в Кочкоме, где расформированный авиасклад охраняли четверо солдат. Именно эти старослужащие держали в страхе молодых солдат, количеством в 21 человек. Остается удивляться, как эти два десятка молодых призывников терпели террор двух выходцев из Дагестана, одного русского и одного украинца. Кстати, на серьезность этого случая указывал и тот факт, что охраняемый объект был очень опасен. Для наглядности скажем, что все боеприпасы авиасклада могли уместиться в железнодорожном составе, который протянулся бы в этом случае от Кондопоги до Петрозаводска.

Жители Карелии на достаточно продолжительное время утратили возможность послушать, о чем поет под крылом самолета зеленое море тайги. Тайги в республике хватало, а вот с самолетными крыльями в конце 90-х была напряженка. Бушевавший на просторах отчизны экономический тайфун истребил местные воздушные перевозки во многих частях страны. В том числе и в Карелии. Впрочем, малая авиация не является доходной нигде в мире, в лучшем случае удается лишь вернуть средства, затраченные на ее содержание. Заместитель начальника авиабазы П.Б.Кузнецов заявил: «Поэтому для того, чтобы выполнять свои задачи, требуется постоянная подпитка, инвестирование средств или со стороны государства, или крупных авиакомпаний, как это за рубежом происходит». У нас так не делалось. Поэтому около года назад петрозаводское авиапредприятие было признано банкротом. Но дальнейшее развитие событий приняло не очень типичный для наших дней оборот. Трудовой коллектив при активной поддержке республиканского правительства нашел выход из ситуации. Часть собственности, которая должна была пойти с молотка для покрытия долгов предприятия, не было распродано. Решением правительства это имущество было передано в состав Северо-Западной авиационной базы охраны лесов, которая до этого своей техники не имела.

«Пять вертолетов МИ-8, восемь самолетов АН-2, имущество аэропортов «Пески», а также в Пудоже, Сегеже, Калевале и Пяльме — безвозмездно передавалось», - сообщили в авиаотряде. Таким образом удалось сохранить петрозаводское авиапредприятие. «Первый и последний раз в России предприятие в стадии банкротства такой выход нашло. Но нашли устойчивого инвестора, который живые деньги сюда вложил», - гордились руководители. Этим инвестором стало российское государство. Служба лесного хозяйства, которой с тех пор принадлежало предприятие, находилось в федеральном подчинении и финансировалось из Москвы. Перейти под крыло федеральных лесничих петрозаводским летчикам было нелегко.

Служба охраны леса одна, а местных авиапредприятий, готовых в обмен на финансовые вливания предложить ей свои услуги, было в стране много. Кроме наших тогда это удалось Магаданским и Владимирским летчикам. Эти два авиаотряда раньше занялись лесоохраной и стали жить сравнительно хорошо. Их карельские коллеги надеялись, что и у них дела пойдут не хуже. За 4 месяца 1998 года петрозаводский авиаотряд получил более четырех миллионов рублей. «То есть мы на эти деньги смогли существенно отремонтировать парк переданных воздушных судов - вертолет, капитальный ремонт стоил больше миллиона рублей, продлили ресурс на самолет АН-2. Наземное хозяйство начали приводить в порядок», - сообщил Кузнецов. 120 человек летного состава, инженерно-технических и специальных наземных служб быстро ощутили на себе результаты перемен. Главное — они не стали безработными, что могло произойти после банкротства предприятия. Стабилизировалась ситуация с заработной платой, был выплачен аванс за декабрь.

А жители республики получили местный авиаотряд, готовый обеспечить необходимый для Карелии минимум летных услуг. Кроме того с ноября восстановили грузопассажирские перевозки. Трижды в неделю вертолет МИ-8 отправлялся из столицы республики в Пудож, по пятницам летали по маршруту Петрозаводск-Кижи-Сенная Губа. Деньги, вырученные от продажи билетов, покрывали лишь две трети расходов на перелет до Пудожа, это при полной загрузке машины, способной принять на борт 22 пассажира. Автобусный билет в том же направлении обходился рублей на 30 дешевле, но такое путешествие отнимало больше времени: «Восемь часов тратить на автобусе, или 40 минут тратить на полет на воздушном судне — разница большая». Собирались восстановить рейсы на Калевалу, отремонтировать аэропорт «Пески». Летчики начали год с новыми надеждами.

Таким было 25 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.