Лабинов отрицает, что конфликт возник из-за отказа продать Славмо
Текст и фото: Антонина Кябелева
«Молочный кризис», спровоцированный решением министра сельского и рыбного хозяйства РК Владимира Лабинова перенаправить сырье из двух ведущих государственных совхозов Карелии в Вологодскую область, получил продолжение. 16 октября по инициативе Лабинова встретились руководители государственных совхозов «Ильинское» и «Мегрега» со своими традиционными партнерами – руководителями АО «Славмо» и АО «Олонецкий молочный комбинат» (ОМК).
В совещании приняли участие депутат ЗС РК Эмилия Слабунова и глава администрации Олонецкого района Вадим Мурый. Планировалось, что в Ильинское приедет представитель грязовецкого предприятия ОАО «Северное молоко». Именно это предприятие из Вологодской области теперь получает сырье от государственных совхозов республики. Однако представители петрозаводского и олонецкого комбинатов были против присутствия гостей из Вологодской области, и те на мероприятие не попали.
В Ильинском надеялись найти выход из крайне неприятной ситуации, связанной с резким сокращением производства в Карелии молочной продукции. Полупустые полки вызвали лавину гневных комментариев от жителей Карелии, недовольных исчезновением качественных и проверенных временем продуктов питания.
Совещание длилось примерно полтора часа и проходило за закрытыми дверями. После его завершения участники ответили на вопросы журналистов.
Министр рассказал о том, какие условия были предложены карельским перерабатывающим предприятиям в обмен на возобновление поставок. Прежде всего это автоматический пересмотр цен на сырье с учетом инфляции, ежемесячное согласование цены на следующий месяц, а в случае резкого изменения конъюнктуры рынка моментальная коррекция закупочной цены. «Мы предложили рассмотреть возможность исключить такую дискриминирующую позицию в договоре как верхняя планка по содержанию белка при оплате в размере три десятых процента», - добавил Лабинов. Комбинатам предложили установить более высокую цену за молоко высшего качества, который министр обозначил как сорт Олонецкий.
Вдобавок от местных перерабатывающих предприятий ждут подписания задним числом допсоглашения о том, что все эти нововведения вступают в силу с 1 октября 2021 года. Подобный документ мог бы уберечь государственные совхозы от судебных тяжб, связанных с несоблюдением договорных обязанностей перед комбинатом «Славмо» и ОМК.
«На мой взгляд, партнерство не предполагает судебные тяжбы»,
- заметил Владимир Лабинов.
Пока ни «Славмо», ни ОМК на подобные условия, которые без преувеличения можно назвать драконовскими, не пошли. 18 и 19 октября запланированы встречи между руководителями совхозов и молококомбинатов, так сказать, с глазу на глаз. После этого Минсельхоз планирует провести еще одну встречу.
Галина Ширшина, представляющая интересы ОМК, напомнила, что существует действующий договор между комбинатом и ОАО «Племхозяйство «Ильинское».
«Мы пока направили только претенциозное письмо в адрес совхоза, с которым дальше планируем обращаться в суд. Что касается переговоров по цене. Мы никогда не были врагами совхозу, и никогда Олонецкий молочный комбинат не отказывался от переговоров по цене»,
- сказала она.
Ширшина отметила, что у ОМК есть обязательства перед торговыми сетями, которые о повышении цены необходимо уведомить не позднее чем за месяц.
По поводу ремарки Лабинова о том, как должны вести себя партнеры, Галина Ширшина сказала, что настоящие партнеры не предупреждают за три дня о прекращении поставок.
Исполнительный директор АО «Славмо» Анатолий Булдаков сказал, что комбинат потребовал восстановить поставки от АО «Племсовхоз «Мегрега» с 17-18 октября. Булдаков отметил, что комбинат не отказывается от повышения цены на сырье. Но часть поступивших от министра предложений Булдаков назвал неприемлемыми.
«Это в первую очередь касается того, что новое дополнительное соглашение вступает в действие задним числом с 1 октября»,
- сказал исполнительный директор петрозаводского предприятия.
Он не скрывал, что АО «Славмо» не собирается отказываться от судебных разбирательств с целью компенсации убытков из-за резкого прекращения поставок сырья.
Формальным поводом для сокращения поставок стали утверждения Владимира Лабинова о том, что карельские комбинаты покупают сырье по заниженным ценам. Несмотря на то что ОМК и «Славмо» тут же согласились повысить цены, на решение ограничить их сырьем это предложение не повлияло. Естественно, на пресс-конференции задавалось немало вопросов относительно цен на сырое молоко. Так как ответ на этот вопрос зависит от жирности и сортности молока, журналисты услышали от участников совещания самые разные цифры.
Официальную справку о средних закупочных ценах, по которым «Славмо» приобретает молоко в Карелии и за ее пределами, представил Анатолий Булдаков.
В сентябре петрозаводский молококомбинат приобретал молоко у племсовхоза «Мегрега» по 34,28 рубля за килограмм с НДС, у хозяйства «Ильинское» - по 34,13 рубля, в Гатчинском районе Ленобласти – по 32,67 рубля, в Лодейнопольском районе Ленобласти – по 33,74 рубля. С 7 по 14 октября АО «Славмо» покупало у совхоза «Ильинский» молоко по 37,48 рубля, в Гатчинском районе – по 33,65 рубля, в Лодейнопольском районе - по 36,05 рубля.
Октябрьских данных по совхозу «Мегрега» нет, так как совхоз полностью прекратил поставки на петрозаводское предприятие. Согласно официальному сайту департамента сельского хозяйства Вологодской области, средняя цена на молоко в области, по информации на 13 октября, составила 33,44 рубля без НДС (36,78 рубля с НДС). Судя по этим цифрам, как минимум, не приходится говорить о дискриминации карельских совхозов.
Любопытно, что Лабинов не смог или не захотел ответить на вопрос, по какой цене два других государственных совхоза – «Ведлозерский» и «Толвуйский» - продают сырье медвежьегорскому молокозаводу.
«Там более сложная схема поставок. Медвежьегорский завод кредитует оба предприятия комбикормами. Там идут зачетные цены. Когда есть кредитование, цена формируется с учетом кредита»,
- сказал Лабинов.
По его словам, какую бы цифру он ни назвал, она будет некорректной.
Все это звучит крайне подозрительно. Совхозы, которые «заливают» миллионными субсидиями из бюджета, дополнительно кредитуются у коммерческой структуры. Скорее всего, с помощью механизма кредитования удается серьезно снизить закупочные цены для медвежьегорского завода. Во всяком случае министр не решился назвать хотя бы среднюю цену на сырье для молокозавода в Медвежьегорске.
Какие мотивы двигали Владимиром Лабиновым, который распорядился перенаправить сырье в соседнюю область, загнав карельские предприятия в тяжелейшую экономическую ситуацию? Я уверена, что этот вопрос задают себе многие. Ведь в итоге, помимо чисто экономических проблем, карельское правительство получило мощный негативный импульс со стороны граждан.
Активно обсуждается версия о том, что истинной причиной «разворота» карельского молока в соседнюю область стал отказ руководства «Славмо» продать комбинат владельцам ОАО «Северное молоко».
Мы напрямую поинтересовались у Владимира Лабинова, связан ли отказ продать «Славмо» вологодским товарищам с перераспределением сырья из карельских совхозов в пользу грязовецкого «Северного молока»? Было заметно, что вопрос министру неприятен. Он коротко ответил: «Нет».
Ему не понравился еще один вопрос, который мы адресовали директору племхозяйства «Ильинское» Антонине Жеребцовой по поводу того, сократила бы она поставки ОМК, если бы не распоряжение министра? Жеребцова сказала, что решение было продиктовано председателем совета директоров, то есть Владимиром Лабиновым.
«Это некорректный вопрос, потому что директор предприятия является подчиненным лицом. Она получила распоряжение от председателя совета директоров. Она обязана его выполнить… Как можно задавать вопрос: «Ты готова не подчиниться начальнику?»
- возмутился Лабинов.
Оставим за скобками то, что в Карелии директор предприятия превратился в подчиненное лицо. Реплика министра свидетельствует лишь о стиле управления, который для отдельных чиновников стал нормой.
Журналистов волновало, ждать ли перебоев с молочной продукцией? «Что перебои будут, это точно», - сказала Ширшина.
Она подтвердила, что об увольнении предупреждены 70 из 178 сотрудников, работающих на ОМК. По ее словам, эта мера необходима, чтобы не обанкротить предприятие.
В ближайшее время станет ясно, удастся ли восстановить поставки молока на «Славмо» и ОМК. Но проблемы для карельских предприятий на этом вряд ли завершатся. Когда источник конфликта расположен во властных структурах, то всегда жди беды.