28 августа 2013, 17:22

Вверх по школьной лестнице

Что делать, если ребенок не хочет идти в школу. Советы психолога.

Скоро 1 сентября, а ребенку почему-то не хочется идти в школу.  Как понять причины и что делать? Об этом наш разговор с директором петрозаводского Центра  психолого-медико-социального сопровождения психологом Натальей Носковой.



Первый раз в первый класс
–  Наталья Анатольевна, а насколько часты случаи, когда дети не хотят учиться? 
–  В разном возрасте бывает по-разному.  Как правило, в начальной школе такого нет, потому что и дети,  и взрослые готовятся пойти первый раз в первый класс  вместе, для них начало учебы – праздник знаний,  подготовки к взрослой жизни. Он связан с положительными переживаниями, радостными эмоциями.  Страх у ребенка может появиться  через неделю, месяц. И  такому явлению есть объяснение. Все дети проходят период адаптации – привыкания к школе, новым требованиям, новому образу жизни.  Если этот период проходит с трудом, то мы называем его дезадаптацией. Основной его признак, как раз –  нежелание идти в школу. Оно  связано с разными моментами: ребенок  не привык к одноклассникам, педагогу, у него  низкий познавательный интерес,  он боится сделать ошибку, возможно, ребенок не понимает требования учителя,  не привык к его тону  и так далее. Все дети проходят через период адаптации, только у одних он длится неделю, у других месяц, а у третьих до полугода. Адаптацию до трех месяцев мы считаем естественной; если  она  длится дольше, то желательно проконсультироваться  с  психологом.
Необходимо  учитывать и гендерные   особенности: мальчикам   труднее адаптироваться.
–  А мы говорим, они маленькие мужчины, сильный пол…
–  У женщин природой заложено так, что  ее адаптивные механизмы сильнее, и  девочки, как правило, адаптируются быстрее и лучше. Мальчики вообще  на протяжении всего времени обучения в школе зреют позднее, поэтому  поддерживать, сыновей нужно  сильнее.
– Что  же родителям делать, чтобы ребенок быстрее привык к школе?
-Прежде всего быть внимательными к детям.  Важно  обратить внимание на их физическое состояние, и особенно на соблюдение режима дня. Это одно из важнейших условий успешной адаптации. Лучше всего, если  новый режим жизни родители  обсудят вместе с ребенком. Дети должны  понять, что теперь   поднимаются на новую ступеньку, готовятся к взрослой жизни  и соблюдение порядка дня   поможет справляться со всеми новыми делами. Взрослым важно знать, что  при всем желании учиться, при позитивном настрое для любого ребенка, даже психологически и физиологически готового к школе,   начало школьной жизни – это стресс,  режим же на физиологическом уровне помогает справиться с ним.
Кроме внимания, необходима  психологическая поддержка. Семилетнему ребенку хочется быть очень хорошим. Это  объективно. Но выводить ручкой палочки и крючочки  для него -  большая работа. Важно, чтобы родители верили в ребенка, умели его поддержать…
– Например, глядя на его каракули, сказать: «Что ж ты такой куролапый»…
–  Вот этого как раз делать не следует. Ребенок должен знать, что родители готовы ему помочь, и чувствовать их поддержку.
– Каким образом?
–   В психологии известно, что отношения  детей и родителей держатся на трех китах. Первое –  это   поддержка ребенка, то есть умение понять, что он чувствует. Второе –  пристальное внимание, когда  при разговоре с детьми  ничто не отвлекает родителей: ни телефон, ни телевизор, ни  Интернет. Идет разговор один на один. Это может длиться пять минут, но ребенок должен чувствовать, что ему отдано все внимание. И третье – это зрительный контакт, через него  ребенок понимает, что к нему относятся по-особому. Бывает,  родители обижают детей, игнорируют, а через некоторое время говорят, что любят их в надежде, что эти слова могут сгладить  их неудачное поведение по отношению к сыну или дочери. Но след, как говорят, остается: у детей  в дальнейшем  может возникнуть межличностный конфликт, который будет непросто разрешить.  Уделять ребенку время, беседовать с ним один на один надо всегда.
–  Дома  ребенку – внимание, а на уроке  ему трудно сидеть спокойно, он вертится, хочет пошалить. Что делать?
–  Есть такое понятие –  физиологическая готовность  к школе. Она обычно наступает к 7 годам, поэтому-то  мы и рекомендуем  отправлять детей в школу именно в этом возрасте: ребенок уже  может быть внимательным 40 минут. Хороший учитель учитывает особенности первоклашек и умело переключает их  внимание  на разные виды деятельности.  Однако  статистика показывает, что  в каждом классе  есть  дети,  с так называемым синдромом гиперактивности и нарушения внимания – такие у них особенности здоровья. Сегодня все педагоги знакомы с методиками работы с такими детьми. Их неусидчивость – это  не  нарушение воспитания, это их особенность здоровья, поэтому к ним  надо относиться иначе: чаще хвалить, четко соблюдать режим дня,  помогать. Хорошо, когда родители знают  об этой особенности  ребенка и обращаются к специалистам.
–  Еще одна проблема – домашние задания. Ребенку трудно привыкнуть, что после уроков  ему еще  что-то надо делать.
– По правилам Министерства образования России  первоклассникам домашних заданий не задают. Но мы ведь вводим детей в новую жизнь, и задача педагога –  научить их какой-то деятельности,  выполнять  задания: нарисовать что-то к уроку, вырезать, подобрать. Это не кара, не наказание, это –  часть процесса обучения. Важно, чтобы к  выполнению домашних заданий ребенок относился ответственно, чтобы понимал, что это его труд, ну а родители всегда готовы ему помочь. В начальной  школе создается   мотивация к учению, вырабатывается желание узнавать что-то новое. Не зря говорим,  в первые годы учебы  важно научить ребенка учиться. Если он постигнет эту науку, то  средняя и старшая школа пойдут проще.

Серединка на половинку
–  Но при переходе ребенка из четвертого класса в пятый его тоже ждут испытания: новые педагоги, разные  предметы, непривычная обстановка. Он уже может самостоятельно справиться  со всем этим разнообразием и не потеряться?
–   Переход  в пятый класс – это, как и  первый класс, - кризисный момент в жизни ребенка. Ему снова предстоит привыкать  к новым условиям. Специалисты замечают, что механизм адаптации у человека остается  тем же. Если ребенок трудно адаптировался к детскому саду, то с большой долей вероятности  можно прогнозировать, что и следующая адаптация пройдет сложно.  Конечно, из всякого правила бывают  исключения… 
Пятый класс – очень сложный период: надо привыкать к разным учителям. Не все дети готовы быстро переключаться от требований одного учителя к требованиям другого. Кроме того, в  последние годы мы замечаем, что так называемый переходный возраст наступает у подростков раньше, не в 13, а в 12 и даже 11 лет, то есть  он приходится  как раз на период второй школьной адаптации. Ребенку надо справиться и с психологическим стрессом,   и с новыми проблемами. Задача родителей – понять, что происходит. Основной путь остается тем же: это поддержка ребенка. Если  ребенок не может понять какого-то учителя, у него назревает конфликт,  родителям надо идти в школу, встречаться с педагогом.  Можно поговорить со школьным психологом, это в дальнейшем поможет избежать многих неприятностей.
– Часто родители  считают, раз ребенок пошел в среднее звено, то он уже достаточно большой, чтобы самостоятельно выполнять задания, и перестают его контролировать.
– Это неправильно, контроль выполнения домашних работ  остается.
– Ну не делать  же уроки вместе?
– В среднем звене меняется  формы преподавания: дети пишут рефераты, конспекты,  у них больше самостоятельной работы, а в начальной школе не все сумели  приобрести эти навыки, Понаблюдайте, и не навязывайте свою помощь,  но и не отказывайте в ней.  Если ребенок знает, что дома  ему могут задать вопросы, попросят показать конспект, то его ответственность повышается.
Учтите, что  в среднем звене в период кризиса  для ребенка в школе самым главным становится не учеба, как это ни печально нам, взрослым, осознавать, а общение со сверстниками.
–  А тут как раз  ребенок за лето вытянулся на 20 сантиметров,  стал каким-то несуразным, начинаются проблемы с кожей…  Он вдруг замыкается…
–  Если  внешний вид  может создавать проблему, попытайтесь помочь ребенку. (Когда у него есть контакт с родителями, то это легче сделать.  Задача - подсказать  те занятия, где он может чувствовать себя  успешным.
– Вытянулся, пусть идет в баскетбольную секцию?
– Можно  вместе подумать, чем привлечь внимание сверстников, чтобы чувствовать себя успешным. Это  ребенку необходимо!  Подростковый  возраст очень важен для становления личности, это  важная  ступень самосознания. От того, как он ее преодолеет, во многом зависит  дальнейшее  формирование мировоззрения. И  не бойтесь  обращаться  к специалистам.  Мой опыт  и моих коллег показывает, что труднее всего работать с родителями подростков. Они считают,  что раз ребенок вырос, то он уже взрослый, а это далеко не так, психологически он остается маленьким. Умение родителей учитывать эти факторы, выстраивать отношения очень важны. Если ребенок чувствует, что интересен маме и папе, он будет с ними делиться. Если он увидит, что взрослые  ему стараются помочь в общении, в главной на этот период  деятельности, то  и проблем с учебой у него не будет.
–  А если родителям не нравятся его  друзья, увлечения ребенка, можно ли как-то переломить его интерес?
– Надо понимать, что чем сильнее давить на ребенка, тем сильнее будет противодействие. И это нормальное проявление переходного возраста. Задача родителей сложная: и свою линию провести и сделать так,  чтобы ребенок понял, что от него требуют.

Последний звонок
– Вот он уж почти отучился в школе, старшеклассник и  вдруг говорит родителям, что не хочет учиться.  Бывает такое?
– Конечно. Надо понять причины, с чем  связано это нежелание. Может, накопилась усталость, или родители предъявляют с лишком высокие требования, или они уже выбрали вуз, профессию для сына или дочки, а те не хотят идти этим путем… Ребенок может воздействовать на взрослых только одним способом – отказ  от учебы. Он же понимает, что отчасти учится и для родителей. Возможен и вариант, что  исчерпан  интеллектуальный ресурс ребенка, тогда  и не стоит учиться в общеобразовательной школе, а лучше получить профессию и совершенствоваться  в ней. Во всяком случае, родителям надо поговорить с детьми, выяснить причины отказа учиться.
–  Есть у нас еще один ужас – ЕГЭ. Его,  как мы знаем, боятся почти все школьники.
– Как показывает практика, тревожатся  не только двоечники и отличники, но   даже психологически здоровые ребята. Поэтому со старшеклассниками надо работать. Если  есть пробелы в знаниях, надо дополнительно позаниматься, а для психологической подготовки есть специальные тренинги, которые помогут справиться со стрессом. Так что  не стоит нагонять панику, лучше обратиться к специалистам, к школьным психологам.
 – Наши читатели живут не только в городах, но и в маленьких отдаленных  поселках. Не уверена, что они могут так просто выйти на специалиста-психолога.
– Ребенку может помочь каждый родитель. Порой  достаточно житейских психологических навыков.  Дети должны знать, что мы их любим без каких-либо условий. И эта родительская любовь  –  главная заповедь жизненного успеха.