05 марта 2013, 16:28

Полюбить байк можно и после 40

В гостях у газеты "П" - Геннадий Мазов, байкер со стажем, совершивший на своем мотоцикле уже не один серьезный пробег. Он является инициатором создания в Петрозаводске нового мотоклуба «Nord Nation» («Северная нация»).

К мотоциклистам в нашем городе отношение неоднозначное. Девчонки ими восхищаются, а вот автомобилисты и обычные граждане их недолюбливают. Одних пугает, что байкеров не видно в зеркало заднего вида, из-за чего происходят многочисленные аварии. Другие нашептывают в адрес мотоциклиста весьма неласковые эпитеты, когда байк с ревом проносится по ночным улицам. И все-таки давайте попробуем разобраться, кто они такие и чьи лица зачастую спрятаны за черным стеклом шлема.

— Если говорить о байкерах как о явлении, а не просто как о людях, севших на мотоцикл, — рассказывает Геннадий, — то сразу надо определиться: мы говорим о некой субкультуре, о людях, у которых есть свои неписаные законы, правила, традиции. Допустим, дедушка в деревне, перевозящий в коляске своего «Урала» навоз и сено, — не байкер, но если дедуля натянет бандану и ломанется на какой-нибудь байкер-фестиваль, тогда он практически станет уже фрирайдером (эдаким свободным байкером вне каких-либо клубов и других организаций). В общем, с определением, кто такие байкеры, кого можно считать таковыми, кого — нет, есть некоторые сложности.

Немного истории
 
Байкеры, как явление, как некое объединение людей, возникли в США в 50-х годах прошлого века. Людей изначально объединила любовь к мотоциклам, а впоследствии выработались определенные правила и традиции, байкеры объединились в клубы, которые, с точки зрения обывателей, скорее были бандами со своей строгой внутренней иерархией.

Эти клубы могли серьезно враждовать друг с другом, вплоть до вооруженных конфликтов. В то время в Штатах существовала Американская мотоциклетная ассоциация, и ее глава, видя неоднозначное отношение общества к мотоциклистам, заявил, что вообще-то они — мотоцик листы — порядочные законопослушные люди, ну разве что за исключением 1%. Вот те — вне закона. Отсюда и возник ла эмблема на байкерских жилетках «1%», что означает, что этот человек превыше принятых обществом норм ставит традиции и правила своего к луба. Сейчас, конечно, времена изменились и российские байкеры  даже с нашивкой «1%» стараются с законом не конфликтовать. Но при этом байкерские традиции, пришедшие из Штатов, сохраняются. Например, при открытии нового мотоклуба его инициаторы должны заручиться согласием уже существующего на территории клуба. Скажем, в Петрозаводске есть «Ночные райдеры», и они должны дать добро на создание «Nord Nation».

Зачем нам еще один клуб?

— Учитывая нынешнее российское законодательство, байкерский клуб я регистрирую как общественную организацию. Это связано и с тем, что перед ним будет стоять довольно много общественно значимых задач, и мы должны быть не просто группой людей, объединенных общими интересами, но и представлять Петрозаводск, например, в городах-побратимах. А в наших планах есть организация таких поездок.
 
Но не только для проведения каких-то традиционных байкерских акций Геннадий Мазов создает мотоклуб.
 
— Прежде всего хочется изменить общественное мнение, сформировавшееся по отношению к байкерам. Я понимаю, что под шлемами мы все одинаковые, и сорокалетний мужчина, и шестнадцатилетний подросток, и надеюсь, что членство в клубе дисциплинирует байкеров. Если байкер надел жилетку с эмблемой клуба, это означает, что он впитал в себя дух байкерства, все, что входит в эту субкультуру. Это значит, он понимает, зачем он нужен клубу. Этот человек перестает быть просто мотоцик листом, безумно гоняющим по ночному городу. Он будет следовать определенным нормам, или ему не место в клубе. Я мечтаю, чтобы байкеров воспринимали как позитивное движение, как людей, несущих некое конструктивное начало, как часть нашего общества, делающую его более многогранным, интересным, что ли…



Есть еще одна немаловажная проблема, в решении которой может помочь клуб: дорожно-транспортные происшествия с участием мотоциклистов. Когда в аварии участвуют, скажем, автомобиль и мотоцикл, почему-то априори  считается, что виноват байкер. Хотя страдает в таких происшествиях в первую очередь именно он. Происходит это зачастую из-за того, что мотоциклист после аварии (даже при легком столкновении у него могут быть серьезные травмы) не может адекватно воспринимать происшествие. Поэтому я думаю, что в таких случаях на место ДТП от мотоклуба должен выезжать человек, возможно специалист, который сможет помочь в более объективной оценке обстоятельств.
 
Кроме того, если байкер попадает в больницу после аварии, то кто-то должен эвакуировать его мотоцикл, присмотреть за ним, пока идет лечение. Мне кажется, это довольно важные аспекты. А людей на мотоциклах становится все больше и больше, и они неорганизованны.
 
Стоит отметить, что официальная регистрация клуба делается не просто так. В Европе мотоклубы — явление распространенное. Есть они и в наших городах-побратимах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наши байкеры хотят ездить в гости к своим единомышленникам, что фактически является укреплением побратимских отношений. Отсюда и необходимость быть официально зарегистрированной общественной организацией. Только вот возникает вопрос: а почему не быть просто членом уже
существующего клуба?
 
— Дело в том, что петрозаводский к луб «Ночные райдеры» зарегистрирован как молодежная организация и мне, например, в сорок пять лет вступать туда как-то не с руки. А таких, как я, довольно много. Так что особенностью новой организации станет то, что она открыта для всех возрастов.
 
Что нужно, чтобы пополнить ряды байкеров?

— Геннадий, расскажи, а как ты стал байкером?
 
— Я еще в молодости ездил на мотоциклах. Это были «Мински», «Восходы», «ИЖ-Планеты»… Потом была армия, после которой надо было строить жизнь, и как-то стало не до мотоциклов, но червячок в душе сидел. А потом в какой-то момент я понял, что жизнь-то проходит! Мне уже было за тридцать, когда мои друзья поехали во Владивосток и я поехал с ними. Там можно было относительно дешево купить мотоцикл. Это была «Хонда», которая до сих пор бегает по городу. У нее уже третий владелец в России. Следующий мотоцикл я купил на «Е-Бэй». Уже помощнее была машина — Honda V TX с двигателем  объемом 1800 кубиков. На ней я начал много путешествовать. Несколько раз ездил на Нордкап. Это самая северная точка Европы, в Норвегии — мекка для путешественников. Туда люди ходят пешком, ездят на собаках… Меня туда привез мотоцикл.
 
— А кто может стать членом «Nord Nation», кого вы готовы взять в «Северную нацию»?

— Членом может стать любой человек, владеющий байком, принимающий традиции байкерства и стремящийся их сохранять. Ну и, конечно же, имеющий водительское удостоверение категории «А».