16 июля 2013, 11:04

Горожан приглашают «спустить пар»

<p>Организации, контролирующие «жилищно-криминальное хозяйство», растут как грибы, вот только это не помогает навести порядок в отрасли.</p>
логотип сайта

Взрослые люди — когда они в массе — совсем не отличаются от детей, которые тянут руки за конфеткой, а им дают соску, и они успокаиваются. Например, подняли нам тарифы на воду, тепло, газ и электричество, а взамен, чтобы не возмущались, подарили региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ. И мы, не задумываясь, зачем он был создан, собираемся идти туда на прием. А стоит ли? 

На сегодняшний день организаций, так или иначе осуществляющих контроль в этой области, более чем достаточно: государственный комитет по вопросам ЖКХ (теперь — министерство), государственный комитет по ценам и тарифам, государственная жилищная инспекция, прокуратура, суд. Кроме того, в нашем городе за контроль в сфере ЖКХ взялась и мэрия. В этом году она создала «отряд мобильных участковых», которые должны следить за порядком во дворах. Отсюда и возникает резонный вопрос: какие особые услуги населению может оказать новая контролирующая организация, если с беспределом коммунальщиков не могут справиться многочисленные чиновники, облеченные властью? Об этом мы и расспросили руководителя новоиспеченного центра Андрея ПАХОМОВА. 

В самом начале разговора он продемонстрировал нам удивительную лояльность к государственным органам власти и ресурсоснабжающим организациям, что идет явно вразрез с его статусом общественника: 

— По моему мнению, тарифы на воду, тепло, электричество и газ абсолютно прозрачны, — заявил он. — Лишних накруток там быть не может, поскольку государство проверяет все расходы, представленные ресурсоснабжающими организациями, и только потом утверждает для них тарифы. 

Иными словами, государственный комитет по ценам и тарифам, а также Петрозаводские коммунальные системы (ПКС) заведомо оказались вне подозрений. Ну а то, что расчет тарифов, например ПКС, — тайна за семью печатями, то это мелочи. Как говорится, надо верить на слово. А как быть с перерасходом воды? С утечкой на сетях? С постоянными отключениями электричества? С такими вопросами, как мы поняли, в эту общественную организацию лучше не обращаться. 

Ну и кто же тогда главный враг жильцов? Получается, это управляющие компании. По мнению Андрея Пахомова, они попадают в этот разряд только потому, что тарифы за жилищные услуги, которые они устанавливают, находятся вне сферы контроля государства. Действительно, управляющие организации часто навязывают людям тарифы, обоснованность которых никто проверить не в состоянии. Все так, но чем тут могут помочь общественники? 

Оказывается, помимо региональной организации, в стране создан национальный центр общественного контроля. А у него есть свой сайт (www.gkhkontrol.ru). На нем люди могут задать специалистам центра всякие каверзные вопросы. Например, как можно провести экспертизу тарифа, предлагаемого управляющей компанией. На него специалисты национального центра, кстати, дают очень оригинальный ответ. По их мнению, жильцы должны сравнить предлагаемый им тариф с тарифами других управляющих компаний (конкурентов) и тарифами, устанавливаемыми местными органами власти для муниципального жилья. А еще им предлагают за свои деньги заказать независимую экспертизу тарифа уполномоченным на то организациям. Все это напоминает мне книжки начала 90-х годов прошлого века. В одной из них — «1000 советов для мужчин» — на вопрос: «Как снять кино?» давался уникальный совет: «Найдите человека, умеющего снимать кино, и расспросите его обо всех интересующих вас вопросах». 

Впрочем, общественники не собираются ограничивать свою работу упомянутым сайтом. Они будут вести и личный прием посетителей. Но здесь, как нам удалось выяснить, они собираются выступить всего лишь в роли посредника между жалобщиками и государственными органами власти. Например, прием жильцов руководитель регионального центра Андрей Пахомов собирается вести вместе с руководителем республиканской государственной жилищной инспекции РК Михаилом Крюковым. С юридической точки зрения, это понятно: общественники не имеют реальных полномочий, например не наделены правом накладывать штраф на управляющие компании. Они могут только перенаправить полученные от людей письма и заявления. В результате получается, что вновь создаваемые центры общественного контроля просто дублируют государственные органы. Иными словами, открыта еще одна инстанция, куда можно пожаловаться, только и всего. Далеко не факт, что здесь действительно помогут решить вашу проблему. А ведь новые общественные организации если для чего-то и должны создаваться, то только для того, чтобы восполнять существующие в нынешней системе контроля «пробелы». Для того, чтобы оказать помощь людям в тех случаях (очень частых), где чиновники помочь не хотят или не могут. Но ничего подобного здесь нет и в помине. 

Надо сказать, что у нас в республике это не первая попытка привлечь «общественность» к важнейшему делу следить за коммунальщиками. Так, в 2011 году депутат карельского парламента Лариса Жданова создала общественный комитет по контролю за работой управляющих компаний «За честные тарифы». Тогда тоже главными врагами были объявлены не государственные органы, позволяющие каждый год увеличивать тарифы на воду, тепло, электроэнергию, газ, а управляющие компании, повышающие тарифы за жилищные услуги. Понятно, что честных тарифов Ларисе Ждановой добиться не удалось. Зато на этой волне ее легко избрали депутатом Законодательного собрания РК. После этого комитет «За честные тарифы» прекратил свое существование. 

Конечно, новый региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ никакого отношения к ближайшим выборам не имеет. Скорее всего, он создан исключительно для того, чтобы петрозаводчане, уставшие от беспредела коммунальщиков, могли «сбросить пар», не отвлекая чиновников от более важных дел. Кстати, наш региональный центр общественного контроля был создан по инициативе Общественной палаты РФ, половина членов которой назначается указом президента. Ничего другого мы от этой имитационной организации и не ожидали.  

Кстати  

К нам в редакцию на этой неделе обратились жильцы дома №5 по улице Ровио и попросили выяснить, почему управляющая организация увеличила плату за жилищные услуги в июне сразу на 68 процентов. Мы позвонили в компанию «Мастер-Ремонт», которая обслуживает этот дом. Вот что они нам ответили: 

— Жильцы отказывались повышать плату за жилищные услуги в течение трех лет, с 2010 года. А недавно мы провели заочное голосование, на котором большинство жильцов высказались за такое повышение платы, — пояснили специалисты компании. 

Однако жильцы сомневаются в том, что в их доме нашлись желающие больше платить. Вот что советует в данной ситуации жителям дома юрисконсульт Анатолий РЯБУХИН: 

— Нужно написать в управляющую компанию письмо с требованием предъявить протоколы голосования. Если этого не будет сделано, не тратьте время на написание жалоб в различные органы контроля, обращайтесь прямо в суд. Хотя дело может растянуться на много месяцев, но реально поставить на место вашу управляющую компанию сегодня может только суд.