19 ноября 2012, 11:00

Банка дёгтя

Банка дёгтя

В одну из суббот октября недалеко от Кургана, на берегу тихой Лососинки, можно было видеть небольшую компанию. С первого взгляда обычный пикник: весело горит костер, в котором увлеченно ковыряется младшее поколение, разложены термоса, бутерброды. Но если бы кто-нибудь подошел и спросил, а чем заняты люди, то услышал бы «деготь гоним» и «хлеб печем». И это не шутка. Серьезность наших намерений подтверждали разве что два оператора с камерами.

Наше странное занятие объяснялось просто – музейные сотрудники вникали в тонкости натурального хозяйства. Национальный музей выиграл крупный грант на создание этнографической экспозиции, и теперь целый год нам предстоит не только на теории, но и на практике осваивать вековую хозяйственную мудрость, которую накопили наши предки.

Начали мы с дегтя, стараясь использовать последние сухие дни осени – нужен был костер и земля. Да и сами понимаете, очень трудно гнать деготь на рабочем месте, в кабинете научного сотрудника. Главным специалистом по дегтекурению был назначен археолог музея и экспериментатор с большим опытом Юрий Александров. С детских лет он осваивает утраченные технологии, и к своим 30-ти годам даст фору любому северному «робинзону»: и каменный топор смастерит, и из лука в цель попадет. Итак, ставим эксперимент по сухой перегонке дегтя.

Помимо того, что в наши дни деготь продается в аптеках, где же мы сталкиваемся с ним еще? Когда пользуемся дегтярным шампунем или мылом, мазью Вишневского, когда шагаем по деревянным железнодорожным шпалам, или покупаем в строительном магазине лаки и краски.

Это удивительное природное вещество очень ценилось нашими дедами. Им деготь пригождался чаще, чем нам: смазать кожаные сапоги для защиты от влаги, тележное колесо или конную сбрую, чтобы не дубела на морозе, а в разведенном виде деготь спасал от северных мучителей – гнуса и мошки.

Существовал целый смолокуренный промысел, которым в свободное от сельхозработ время занимались очень многие хозяева. Из смолистой древесины гнали («курили», « сидели») смолу, а из бересты – деготь. Как ни странно это звучит, но именно белоснежная кора березы способна выделять пахучий, почти черный, деготь.
По весне мужики свозили старые смолистые еловые пни к смолокурне. У нас на севере такое сооружение называлось «яма» и представляло собой углубление в земле, выложенное камнями или глиной, над которым возводилась полукруглая печь из сырца (необожженного кирпича). Над печью на четырех столбах устраивали навес, чтобы дождь не размыл глиняную печь.

В центр печи закладывали смольё, вокруг – укладывали дрова и топили («курили яму»), пока смолье не начинало отдавать смолу, стекавшую вниз и по деревянному лотку или железной трубе в соседнее углубление, в корыто, из которого продукт перекладывали в бочонки. Курили яму сутки с лишним, после чего печь остывала, и из нее выбирали крупный уголь, который был вторичным продуктом смолокуренного промысла и продавался в кузни.

Сидка дегтя требовала больше времени, чем смола. Гнали деготь из бересты, которую обдирали по весне: один человек за сезон мог надрать до 20 пудов, то есть 320 кг коры. Я представляю, как зашевелятся на голове волосы у человека, озабоченного экологией, при виде этих цифр, но это отдельная тема для размышлений… В одну печь помещалось до 5 возов бересты, а в итоге владелец ямы получал 10 ведер отборного дегтя. Деготь ценился дороже смолы – на рынке за него просили до 2 рублей за пуд, а смола шла по 50-90 копеек.

Итак, опишу процесс выгонки дегтя в условиях пикника в черте города. В выкопанную в земле яму укладывается открытая металлическая банка. В другую жестяную коробку помещается плотно уложенная береста. В дне коробки проделаны отверстия, через которые будет стекать вниз деготь. Коробка устанавливается на первую банку и закапывается землей. Сверху разводится костер.

Через час-полтора в верхней коробке вы обнаружите уголь, а в нижней – маслянисто блестящий, черный пахучий деготь. При ближайшем рассмотрении он оказался коричневатого цвета и очень липким.

Через несколько дней после эксперимента мы выехали в пригород Петрозаводска. Здесь, возле Деревянного, археологи нашли остатки смолокурни. В который раз убеждаюсь, что археологи умеют видеть сквозь землю: иначе как можно было бы опознать в двух небольших углублениях в лесу, поросших черникой и соснами, культурный объект? Однако форма небольшого рва, его расположение и возраст деревьев расскажут ученому о многом… О том, как была устроена обнаруженная смолокурня, нам поведал Александр Михайлович Жульников, известный карельский археолог и доцент ПетрГУ.

Небольшая лопата воткнулась в пушистый дерн, в котором скоро появился шурф, а в нем зачернели угли. Радиоуглеродный анализ, которому подвергнут образцы угля, покажет возраст обнаруженной смолокурни. По предположениям археологов, ей может быть и 200, и 300 лет.

Рассматривая черный деготь в обычной жестяной банке из-под специй, я в который раз удивилась – природа так щедра, а мысль о человеке прошлого вызывает чувство глубокого уважения перед его смекалкой и трудолюбием.

В начале я упомянула, что на пикнике на Лососинке мы не только гнали деготь, но и пекли хлеб, вернее жарили лепешки с добавлением сосновой муки, но об этом я расскажу в следующий раз.

Национальный музей Карелии

Подписи к фото:

1. Съемка сюжета о дегтекурении. Октябрь 2012 года.
2. Юрий Александров.
3. Смолокуренная «яма». Олонецкая губерния. Фотография И.А. Никольского из книги «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии», 1905 год.
4. Смолокуренная «яма». Архангельская губерния. Из фотоальбома Н.А. Шабунина «Путешествие по северу. 1906 год».
5. Этапы процесса выгонки дегтя.
6. Березовый деготь.
7. А.М. Жульников.
8. Уголь из смолокуренной ямы, найденной под Петрозаводском.

Календарь-Викторина:
12 ноября отмечался день Зиновия охотника. В этот день те мужчины, кто занимался охотой, оснащали ловушками свои «путики». Что означает слово «путик»?

Присылайте свои варианты ответов на наш адрес viktorina@vedkar.ru и вы сможете выиграть приз из коллекции уникальных круп и бобовых со всего мира от компании «Ярмарка»!

Чего там у них только не бывает: и традиционный турецкий булгур, и марокканский кускус, и итальянский рис Нероне, растущий в единственном месте на Земле, и перуанская киноа, и азиатский красный рис и многое другое. Также есть вкусные рецепты народов мира; есть и первое, и второе; различные ризотто и супы.

Победитель предыдущей викторины
В прошлый раз мы спрашивали, как называется пиво у вепсов и как они его варят. Первым точный и полный ответ дал Юрий Александров! Цитируем победителя:

Пиво по-вепски называется олудь (Olud). Пиво известно северным народам очень давно, даже в эпосе Калевала есть упоминания о пиве. Существуют десятки рецептов изготовления пива даже в домашних условиях. Но все они сводятся к единой технологии. Для изготовления этого золотистого напитка необходимы солод и хмель. Солод приготавливается из ячменя (чаще всего), хотя возможны и другие злаки. Для этого зерно необходимо замочить водой на несколько дней, чтобы оно проросло. Это необходимо для того, чтобы белки, крахмал и прочие вещества перешли в растворимое состояние. Затем зерна очищают от ростков, сушат и дробят. После чего уже солод варят несколько часов с хмелем. Хмель должен иметь крупные шишечки с приятным пряным ароматом. Полученное сусло постепенно охлаждают, и оставляют дображивать в дубовых бочках. Бражение может длиться несколько месяцев. Возможна еще и пастеризация пива, для чего его надо нагреть до температуры около 60 градусов в течении 20-30 мин. и остудить. Затем пиво надо процедить и разлить по тарам.

Юрию Александрову мы вручаем приз от компании «Ярмарка»!

Обсудить
24233