28 августа 2013, 13:55

Чиновники отбирают мечту

Чиновники отбирают мечту

Будущее карельского мотокросса теряется в тумане неизвестности. Между тем еще некоторое время назад казалось, что этот вид спорта в республике, наоборот, находится на пороге второго рождения – помощь мотоспортсменам была обещана на самом высоком уровне, а открывать соревнования начали приезжать сановные представители карельского правительства. Спортсмены таким явным внимание к себе вдохновились и активно занялись тем, чем и должны заниматься – подготовкой спортсменов, обустройством трасс и так далее. А поскольку мотокросс достаточно затратное занятие, то делалось это на свои деньги, в ожидании будущей обещанной помощи от властей. Надо ли уточнять, что энтузиастов в очередной раз обманули?

Так исторически сложилось, что в Карелии осталось, по сути, 2 центра подготовки любителей мотокросса – в Приладожье и в Петрозаводске. Мотоспорт в советские времена был обязательной частью системы ДОСААФ, которую курировало Министерство обороны, в сегодняшних спортсменах видели завтрашних водителей армейской техники, и поэтому государство активно поддерживало эту систему. Когда советская власть закончилась, то поддержка сверху прекратилась, и мотокроссу пришлось выживать самому. В Приладожье это кое-как удалось, благодаря близости к Санкт-Петербургу. Туда регулярно наведывались мотогонщики из северной столицы, чтобы погонять по тамошним трассам, и, постепенно, в Сортавальском районе даже начали проводить крупные соревнования. В Петрозаводске же мотоспорт не захирел окончательно во многом благодаря одному человеку – Андрею Петрунину, который сейчас возглавляет Федерацию водно-моторного и мотоциклетного спорта. Именно благодаря его усилиям существовавшая с 1978, но заброшенная в 1995-м году гоночная трасса «Сулажгорские высоты» была расчищена. В 2007-м году энтузиасты из Федерации водно-моторного и мотоциклетного спорта убрали мусор, привели её в порядок, и начали организовывать здесь тренировки.

Силами спортсменов в конце 2010-го-начале 2011-го года был организован и проведен открытый чемпионат Республики Карелия по мотокроссу на Приз Главы Карелии. Потом в Сортавале состоялся второй этап открытого чемпионата. Организационная работа Федерации была оценена высоко. При этом, стоит подчеркнуть, что немалые затраты на подготовку трассы и проведению соревнований были оплачены за счет личных средств самих спортсменов. Выделенных правительством Карелии денег не хватило даже на призовой фонд. Но зато не было недостатка в похвалах и обещаниях. На встрече с президентом карельского отделения Федерации Андреем Петруниным тогдашний губернатор Карелии Андрей Нелидов заявил, дословно, следующее:

— Совершенно очевидно, что если человек без поддержки фактически всякой власти (с нашей стороны она была минимальна) смог организовать это соревнование, то такому человеку надо помогать и делать ставку именно на таких людей. Таким людям мы будем помогать. У нас будет мотокросс. И у нас будет лучшая команда не только в России, но и, может быть, в мире!

Примерно на этих словах праздник для спортсменов закончился, а начались – привычные будни. Губернатор перестал даже что-то обещать, а трассу в Сулажгоре потребовало вернуть себе Министерство обороны. С военными не поспоришь, пришлось отдать. Какое-то время петрозаводский мотокросс ходил, можно сказать, в официальном статусе бездомного, как вдруг судьбой федерации озаботились в петрозаводской мэрии. Вряд ли по доброте душевной. Просто на тот момент администрация бурно выясняла отношения с республиканской властью, и любое лыко, позволявшее показать широту своей души в отличие от черствых региональных чиновников, было местным бонзам, что называется, в строку.

Спортсмены получили в свое пользование другой бывший стадион — ПЛМК в Соломенном. И история повторилась. Энтузиасты за свой счет обустроили этот заброшенный объект, выкосили кустарник, которым зарос бывший стадион, вывезли с него тонны мусора, обустроили периметр, начали планировать дальнейшее развитие и проведение соревнований. Но тут-то отношения между петрозаводской и республиканской администрациями наладились. И внезапно выяснилось, что земля-то, конечно, отдана Федерации в аренду, но беговые дорожки (!) на ней принадлежат уже автономному учреждению «Центральный стадион «Спартак». И поэтому надо освободить место. А заодно и заплатить за аренду земли (напомним: на никому не нужном, заброшенном стадионе, превращенном в свалку) – 200 тысяч рублей. Петрунин крякнул и пошел в суд, ясность в этом вопросе не поставлена до сих пор:

— Мне жена говорит — хватит уже развитием мотокросса заниматься, давай еще годик и всё. Раз уж это никому не нужно, то зачем ты свои силы и нервы гробишь. А я не хочу с мечтой расставаться, хочу, чтобы нашим подросткам было куда податься, чтобы спорт и техника в Петрозаводске развивались, — говорит Андрей Петрунин.

Но и его энтузиазм, разбившийся о стену чиновничьего равнодушия, похоже, заканчивается.

А в Приладожье – другие проблемы, хотя, по сути, из того же источника. Юношеские соревнования по мотокроссу и этап чемпионат России по квадроциклам должны были в конце июля проходить в поселке Хелюля Сортавальского района. Курировал подготовку к мероприятию лично министр по делам молодежи и спорта Александр Воронов. Однако столь высокое покровительство делу помогло мало. Во время проведения квалификации стало ясно, что трасса к проведению состязаний не подготовлена. Как пишет газета «Ладога», «в тот же день квадроциклисты российского уровня собрали походные пожитки и вместе со всей техникой отбыли с места проведений соревнований», а этап Чемпионата России вполне официально перенесли на середину сентября в Подмосковье. Следом за ними отбыли и приехавшие в Хелюля мотоциклисты из районов Карелии – трасса была пыльная, полива не нашлось, большинство спортсменов предпочло не рисковать своей жизнью и здоровьем, гоняя на высоких скоростях при минимальной видимости. Таким образом, грандиозное и зрелищное спортивное мероприятие, которое анонсировалось по всем возможным каналам, завершилось фактическим пшиком. В результате, по трассе гоняли лишь немногочисленные любители андреналина, в основном из самой Сортавалы. «Ладога» назвала эту ситуацию «сортавальским позорищем». Уезжавшие спортсмены прямо заявили, что трасса в Хелюля сейчас на грани внесения в «чёрный список» российской «Мотоциклетной федерации». Если случится и это, то можно будет констатировать – миссия выполнена. Мотокросса в Карелии больше нет.

Обсудить
21016