Власти Петрозаводска обещали восстановить сгоревший памятник культуры
Городские власти спустя год после пожара не могли решить судьбу здания бывшего Центра национальных культур на улице Гоголя, 6. Напомним: все эти события происходили ровно двадцать лет назад. Специалисты тогда подсчитали, что реконструкция сгоревшего здания потребует 50 миллионов рублей. Но уже тогда было ясно, что такой объем работ Петрозаводску не потянуть. И снос уникального памятника архитектуры и истории был предрешен. Тем более, что повторный пожар произошел вскоре – в ночь на 31 августа. Об этом мы еще расскажем в нашей рубрике.
Огонь успел сильно изуродовать деревянную постройку начала двадцатого века. Пожар начался в той части зданий, которую арендовали под бар. Как выяснилось позже, это был поджог. Впрочем, в этом никто не сомневался. Дом крестьянина был построен в 1928 году заонежскими плотниками по проекту ленинградского архитектора Розенблюма. Здание, построенное в стиле карельской избы, было данью памяти крестьян Владимиру Ленину.
«Трудящиеся, в основном крестьяне направили письмо Надежде Крупской с вопросом о том, как увековечить память Ленина. И она им ответила, что лучшим памятником будет не непосредственно памятник, а здание – Дом крестьянина. Было принято решение в 1924 году о строительстве», - рассказал его предысторию Михаил Ганин, начальник управления архитектуры и градостроительства Петрозаводска.
Сначала здесь был гостевой дом и одновременно «собрание» для крестьян. После войны в здании располагался Национальный театр. С 50-х годов – филармония. Уже тогда вид Дома крестьянина заметно изменился. Был убран балкон над центральным входом, забили окна. После пожара это здание простояло под открытым небом почти год без консервации. За это время к разрушениям, сделанным огнем, прибавились новые.
«На момент, когда произошел пожар, то есть после него, наверное, можно было найти какие-то деньги, чтобы восстановить. Сейчас, по прошествии времени, учитывая то, что здание находится под осадками, постоянно ухудшается его состояние», - отметил Ганин.
К юбилею города его власти твердо решили определить судьбу здания. Вопрос стоял просто: восстанавливать или сносить? Михаил Ганин утверждал, что сносить не дадут: «Архитектурная общественность города обсуждала неоднократно этот вопрос. И решение архитектурной общественности – это сохранение здания. Так как если его снести, здесь получится провал на Губернаторский сад». По самым скромным подсчетам, реконструкция векового деревянного здания обойдется в 50 миллионов рублей. А если решат снести, то власти были намерены построить на этом месте точную копию Дома крестьянина. Говорили, что денег на это понадобится еще больше. Чиновники обещали поставить общественность в известность о своем решение уже осенью. Еще одной зимы искалеченное здание просто не выдержало бы.
В окрестностях поселка Куркиеки ученые обнаружили уникальные археологические памятники. И поныне они вызывают гораздо больше вопросов, чем ответов.
Первые поселения древних карел на берегах Ладожских шхер, по мнению краеведов, появились уже в девятом веке. А в 10-12 вокруг места, где сейчас стоит поселок Куркиеки, был уже крупный административный центр. Именно в этих местах по заливам проходил меховой торговый путь из юго-западной Финляндии. Наши предки жили торговлей мехами. Но по этим же фьордам приходила и угроза – многочисленные суда с врагами-норманнами. До сих пор на крутых берегах Приладожья сохранились остатки древних оборонительных укреплений – так называемые «городища». Были найдены более тридцати. А мест, в названии которых есть корень «линна», то есть «крепость», в Северном Приладожье насчитывалось более трехсот.
«Вот это городище – Ранталиннавуори. Это очень крутой обрыв, который обрывается непосредственно в озеро, одна сторона пологая. С пологой стороны собирался вал. Иногда несколько валов. Валы были довольно большой высоты, сложены из камней насухо, то есть подгонялись камни и складывались друг на друга», - показывал Игорь Петров, сотрудник Куркиекского краеведческого центра.
С внутренней стороны вала ставился еще и частокол. В карельских поселениях обычно жили 30-40 человек. И в два раза больше викингов помещалось только на одном судне норманнов. Поэтому охрана берегов по тем временам должна была быть совершенной. «Существовала специальная система сигнализации. Когда появлялось судно – зажигался сигнальный костер. Затем по системе костров этот сигнал передавался. Мы находимся на заливе, который длиной 13 километров. И пока судно плыло вдоль залива, женщины, дети и скот должны были подняться в высокое городище, и воины их защищали».
О походах викингов сложены саги. Но ни в одной из них нет сведений о том, что хоть одно городище покорилось норманнам. Нет тому и археологических подтверждений. Городища древних карел хранят много тайн. Одна из них – пещеры под склонами. Некоторые ведут вглубь скал и напоминают устроенные кем-то лазы. Археологи не исключают, что такие пещеры были так называемыми «схронами», еще одним укрытием наших предков от врагов. Серьезное исследование пещер предстояло в будущем. Как предстояло и изучение каменных куч, еще одного загадочного наследия. Каменные кучи – явление без сомнения рукотворное. Они встречаются в изобилии на мысах Северного Приладожья. В тенистых и удаленных местах.
«Попытки их разобрать показали, что они сложены специально, по определенной конструктивной методике. С выкладыванием кругов, с понятием стеночек. И в определенных местах. Что не позволяет говорить, что они были сложены просто после расчистки крестьянских полей»,
- заявил Марк Шахнович, зав.отделом археологии Краеведческого музея РК.
Некоторые утверждали, что от камней, которые сложены в такие кучи, идет тепло. Культовые объекты? Или надмогильные сооружения? Кто и зачем их складывал? Предки оставили нам много загадок.
Таким было 26 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.