Самолет времен войны провезли по петрозаводским магистралям

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 1 июня в 2001 году

Музей военной истории существовал при Клубе юных авиаторов с давних пор. Ровно 20 лет назад было решено открыть его вторую очередь. Для этого в аэропорт Пески был перевезен сверхзвуковой самолет-разведчик Як-28. Реактивный самолет, стоявший перед петрозаводским клубом на Островского, поменял место своей последней посадки. Уникальный экспонат истории отечественной авиации был демонтирован и перевезен в аэропорт. На уникальных кадрах можно посмотреть, как это происходило.

В начале 80-х годов фронтовой бомбардировщик облюбовал тихую и мирную гавань на улице Островского. Но видно, под несчастливой звездой родилась эта крылатая машина. «Самолет не совсем удачный. Он был создан на смену фронтовому бомбардировщику Ил-28. Но поскольку не пошел по своим летно-техническим данным (у него были свои специфические особенности и своеобразная история), поэтому с вооружения его сняли достаточно быстро», - рассказал Николай Соколов, директор Клуба юных авиаторов.

Век самолета был короток. Недолго, но эффективно бомбил он окопы противника. И как не было ему покоя при активной трудовой и боевой жизни, так и на заслуженном отдыхе все, кому не лень, теребили бренное тело самолета. Все потому — что сделан он из высокоценного дюралюминия.

«Естественно, его стали грабить, - печально изрек Николай Соколов. - Сняты внутренности. Кабину изуродовали. Фонарь кабины, створ... Можно много перечислять. И в принципе, еще полгода — и самолет можно было бы сдавать в металлолом».

Як-28 хоть и не самая удачная разработка конструкторского бюро Яковлева, но историческую ценность представляет. И петрозаводские авиалюбители решили сохранить этот раритет. Тем более, что немного таких машин осталось на земле. А еще меньше — в воздухе.

«Сколько выпущено — таких данных нет. Эти данные засекречены даже на сегодняшний день, поскольку это военная авиация. Но на сегодня, наверное, два десятка есть, - предположил Соколов. — Я вот навскидку знаю, что в Иркутске есть такой самолет, стоит на пьедестале. Они все как памятники существуют на сегодняшний день. Вот за границей и африканских странах летают, по-моему, до сего дня».

С тех пор петрозаводский ветеран занял место в музее истории авиации под открытым небом. И стал там первым экспонатом. Вскоре к нему присоединился один из ранних советских вертолетов Ми-1.

Одна из примет весны — появление на дорогах байкеров. Еще в довоенные годы молодежь с удовольствием гоняла на мотоциклах в кружках ДОСААФа (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Кстати, об этом увлечении даже киножурнал «Советская Карелия» снимал репортажи. Вот, к примеру, 1963 год, Сулажгорские высоты, соревнования по мотоциклетному спорту. В довоенные и послевоенные годы занятия в таких кружках для юношей было делом престижным. Если позволяло время и погода, гоняли до поздней ночи. Мотоцикл был игрушкой дорогой, и далеко не каждая семья могла побаловать своего отпрыска такой покупкой. И тут ДОСААФ, делом которого было готовить молодежь к армии, выручал.

Неприхотливые и надежные советские мотоциклы (а иностранных тогда практически не было, разве что потом — трофейные) служили своим хозяевам верой и правдой. А вот где были в начале 21 века «Ижи» и «Уралы» послевоенных лет? Оказывается, они сохранились. И оставались еще люди у нас, которые были без ума от этой старой техники. Сергей Рябов сотоварищи не считает старые мотоциклы ненужным хламом. Уже два года он ищет и восстанавливает памятники советской мотоэпохи. Коллекционер признался, что лично у него пять штук старых машин, на него зарегистрированных. Не считая мото-хлама.

Находил старую технику Сергей в самых неожиданных местах: на свалках, в старых домах. Иногда люди сами предлагают купить, зная о его увлечении. И если мотоцикл хороший, то и цену просят хорошую. А разбитые машины доставались ему иногда даром.

«У меня самый старый, в хорошем состоянии — это Иж-49. Он 1955-го года. Сложно ли их восстанавливать? Требуется некоторое терпение. Умение. Финансы, конечно. Без денег-то сложно», - рассказывал Сергей. Он держал свои раритеты на работе, в салоне «Петрозаводск-Лада». Смотрелись они весьма оригинально в одном ряду с новенькими автомобилями. Ремонтировал он их неподалеку, особых трудностей с запчастями не испытывал: «У наших людей была привычка раньше такая — закупать все впрок. То есть найти можно. Если не новое, то в хорошем состоянии детали».

С особой гордостью Сергей показал немецкий мотоцикл довоенного производства, который он совершенно случайно отыскал в пригороде Петрозаводска. Он был не на ходу, но восстанавить его было можно. Если его поставить на колеса, заменить двигатель, то любитель старины из-за рубежа был бы готов отвалить за него большую сумму. Но Сергей продавать его не собирался. Надеялся поменять на запчасти к другим своим любимцам: «На современный Урал я бы не променял свой 49-ый Иж. Хоть и стоит 90 тысяч новый Урал. Но не променял бы. Отличная машина». Была у него мечта — проехать на восстановленном им «Иже» на родину этого мотоцикла в Ижевск, чтобы увидели тамошние мастера, что им есть чем гордиться. Кто бы мог подумать из юношей, гонявших в репортаже «Советской Карелии» в 60-е годы, что за их машинами потом будут гоняться коллекционеры.

Таким было 1 июня ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.